пятница, 12 декабря 2014 г.

Автоматизация звуков Л-ЛЬ в слогах, словах, предложениях, текстах, стихах




[Л]

Упражнение № 1.

Особое внимание обратить на выполнение упражнения «Парус лодочки». Когда это упражнение будет получаться, изобразить, как звенит колокол: «Л - л – л – л».

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.



 [Л]

Упражнение № 2. Произносить (читать) слоги.

ла – ло – лу – лы                            лы – лу – ло – ла
ло – лу – ла – лы                            ла – лы – лу – ло
лу – ла – лы – ло                            лы – ла – ло – лу

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.


[Л]

Упражнение № 3. Произносить (читать) слоги, соблюдая ударение.

ЛÓ – ЛО – ЛО                                 ЛÁ – ЛА – ЛА
ЛО – ЛÓ – ЛО                                 ЛА – ЛÁ – ЛА
ЛО – ЛО – ЛÓ                                 ЛА – ЛА – ЛÁ

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка  соприкасался c альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.

[Л]

Упражнение № 4. Произносить (читать) слоги, выделяя ударением слог – ЛЫ –.

ЛА – ЛО – ЛУ – ЛЫ
ЛО – ЛУ – ЛЫ – ЛА
ЛУ – ЛЫ – ЛА – ЛО
ЛЫ – ЛА – ЛО – ЛУ

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка  соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.

  
 [Л]

Упражнение № 5. Произносить (читать) слова.

 лак, лапы, лавка, лампа, ласточка, ландыш, лоб, лом, лось, лодка, ложка, локоть, лошадь, лук, луч, лужа,  лунка, луковица, лыко, лыжи, лыжник, лапша, лавина, Лука, луна, лужок, лужайка, лукошко.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л]

Упражнение № 6. Произносить (читать) слова.

Юла, зола, вела, дела, жилá, мала, пила, кулак, калач, салат, халат, скала, водолаз, палатка, булавка, чулок, калоши, колодец, Володя, голодный, холодный, поломка, юлу, золу, пилу, тулуп, белуга, шалун, волы, столы, малыши, полынь, улыбка, булыжник.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л]

Упражнение № 7. Произносить (читать) слова.

Мила, жúла, пела, мыла, дула, бегала, видела, обидела, одела, школа, ела, писала, читала, кидала, носила, водила, возила, голубь, жёлудь, палуба, голубцы, получать, вилы, алый, белый, вялый, милый, целый, смелый, спелый, унылый, пчёлы, бокалы, каналы, пеналы, обвалы, вокзалы, каникулы, малыши, полыхает, плыть, слышать, котлы, хлыст.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.



[Л]

Упражнение № 8. Произносить (читать) слова.
Благодарить, глаза, гладкий, сожгла, злак, Клава, класс, кладовая, пламя, плавать, пластинка, пластмасса, заплатка, платок, Слава, сладкий, слабый, слазить, выслать, флаг, флакон, шла, вышла, блок, глобус, клок, плот, пломба, площадь, слон, весло, слово, сложный, флот, хлопать, хлопок, блузка, каблук, глупый, клуб, клумба, клубок, клубника, плуг, слух, слушать, случай, служить, заслуга, глыбы, злы, клыки.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Л]

Упражнение № 9. Произносить (читать) предложения.

Мама надела халат. Мила пила молоко. Володя едет на велосипеде. Клава ела салат. Луша взяла лопатку. Ласточка свила гнездо. Мама сделала молочную лапшу. Мила вымыла ладони, причесала волосы. Около палаток лопухи и полынь. Наступила зима. Готовы лыжи и салазки. Мила видела слона. Клава мыла ладони мылом. Собака унесла куклу в чулан.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л]

Упражнение № 10. Произносить (читать) предложения.

Луша полола лук и свёклу. Слава идёт в кладовую за вёслами. Володя и Слава плывут на лодке. Володя – смелый пловец и не боится глубины. В глубоком колодце вода холодная. В лавке продают спелые и сладкие яблоки. Клава надела на голову белый платок. Дядя Лука копает клумбу лопатой. Сел и всё съел. Погнался за уткой, и утёнка упустил.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Л]

Упражнение № 11. Выучить загадку.

Белое одеяло
Землю одевало.
Солнце напекло,
Одеяло потекло.
(Снег)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л]

Упражнение № 12. Выучить стихотворение.
Зима.
Всё бело, бело, бело.
Много снегу намело.
Вот весёлые деньки!
Все – на лыжи и коньки!

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л]

Упражнение № 13. Произносить (читать) слоги.

ал – ол – ул – ыл                           ыл – ул – ол – ал
ял – ёл – юл – ил                          ил – юл – ёл – ял
ил – ал – ял – ол                           ел – ёл – ол – ул
ил – ыл – ел – ал                           ул – юл – ил – ял

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.




[Л]

Упражнение № 14. Произносить (читать) слова.

Бал, вал, дал, жал, зал, мал, вол, гол, кол, пол, гул, дул, аул, ныл, был, выл, мыл, мял, вёл, шёл, ел, мел, пел, сел, бил, мил, Нил, стол, стул, забыл, завыл, снял, взял, паял, унял, стоял, гонял, завял, занял, менял, спал, упал, устал, бокал, канал, копал, писал, пенал, обвал, вокзал, стучал, металл.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л]

Упражнение № 15. Произносить (читать) слова.

Понял, поднял, подул, зевнул, тянул, уснул, шепнул, качнул, ущипнул, укол, чехол, щегол, футбол, осёл, козёл, котёл, новосёл, одел, умел, гудел, висел, успел, хотел, сидел, шипел, шумел, свистел, поил, Михаил, забил, водил, возил, косил, купил, носил, учил, сажал, гостил, тащил, вилка.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л]

Упражнение № 16. Произносить (читать) слова.

Тёлка, чёлка, пчёлка, мылся, пылкий, бутылка, булка, гулко, обулся, щёлкать, метёлка, пилка, поилка, косилка, носилки, белка, мелко, боялся, смеялся, жилка, долг, волк, полк, холм, долго, полка, полный, молния, полдень, галка, палка, скакалка, фиалка, галстук.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


 [Л]

Упражнение № 17. Произносить (читать) слова.

Алмаз, алфавит, халва, маршал, шалфей, балкон, выдал, выпал, капал, падал, сыпал, топал, щупал, выгнал, вынул, кинул, сунул, выгнул, дунул, стукнул, мускул, чулки, вулкан, веял, сеял, таял, веялка, сеялка, узел, видел, вывел, вышел, обидел, ненавидел, Павел, дятел, пепел, выучил, выбил.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л]

Упражнение № 18. Произносить (читать) слова.

Выпил, высадил, вытащил, выпустил, выскочил, лаял, плыл, колол, полол, послал, молол, делал, лакал, лазил, ласкал, гладил, плавал, наладил, ослабел, ловил, ломал, глотал, баловал, колокол, колотил, молотил, доложил, положил, целовал, лопнул, слушал, служил, слышал, получил, улыбался.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л]

Упражнение № 19. Произносить (читать) предложения.

У Вовы пенал. Петя мыл пол. Павел работал на сеялке. Дядя Михаил коня напоил. Дедушка Нил поймал рой пчёл. Павел поймал галку. Брат уехал на футбол. Вова поставил бутылку на полку. Папа купил ёлку. Стул упал на пол, и я испугался. Дятел долбил кору и искал жуков. На ёлке Павел увидел белку. Михаил играл в футбол и забил в ворота гол.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л]

Упражнение № 20. Произносить (читать) предложения.

Дядя Нил повязал галстук и вышел. Отец поехал на вокзал. Павел сел на стул. Во дворе лаял пёс. По реке плыл плот. Котёнок лакал молоко. Павел пригладил волосы. Нил получил письмо от Михаила. Нил сам выгладил полотенце и платки. Я нашёл и положил в банку много червей. Отец служил на флоте и плавал на подводной лодке.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л]

Упражнение № 21. Произносить (читать) предложения.

Солдат доложил, что выполнил задание. Я молотил зерно и работал на веялке. Петя сломал, а потом наладил велосипед. Володя забыл, куда положил пенал. Во дворе полаял и замолк пёс. Кот ловил мышку, но не поймал – мышка убежала. Кол около стола, стол около кола. Вот весёлый колобок покатился, как клубок. Лапти из лыка.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л]

Упражнение № 22. Произносить (читать) предложения.

В зимний холод всякий молод. Галка сидит на палке. Метел в лукошко, а попал в окошко. Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил, как долотом. Ловит волк, да ловят и волка. Павка на лавке плётёт лапти Клавке. Есть не ел, а за столом посидел. Иван – болван молоко взболтал, да не выболтал. Дятел сидел на ёлке и долбил щёлки. Волк выл.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


 [Л]

Упражнение № 23. Произносить (читать) предложения.

Маланья - болтунья молоко болтала – болтала, да не выболтала. Куклу Милу Клава мыла, с куклы грязи не отмыла. Колпак под колпаком, под колпаком колпак. На лодке плыл Михаил. Искала белка дуб с дуплом; дупло у белок – это дом. Ёлочка, ёлка, колкая иголка. Что лживо, то и гнило. Шила, мыла, гладила, катала и пряла – да всё языком.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л]

Упражнение № 24. Произносить (читать) текст.

Наш кот любил поспать. Вот он вошёл и пошёл под лавку. Растянулся, укрылся лапой и уснул. Поспал всласть. Встал кот, зевнул и потянулся. А потом стал умываться.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л]

Упражнение № 25. Произносить (читать) текст.
За ягодами.
Михаил взял кузовок и пошёл за ягодами. Долго Михаил был в бору. Набрал ягод и устал. Сел Михаил под ёлку. Где-то дятел долбил кору. Он искал жуков. Потом Михаил увидел зайца. Заяц от страха присел, а потом поскакал. Отдохнул Михаил, встал, взял кузовок и пошёл. По дороге увидел на ёлке белку. Белка увидела его, испугалась и ускакала.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


 [Л]

Упражнение № 26. Выучить загадку.

Отстегал по ушам,
Отхлестал по щекам,
Шапку с головы сорвал
И …удрал.
(Ветер)

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л]
Упражнение № 54. Выучить стихотворение.
Солдатик.
Солдатик оловянный жил.
Он пел, шутил и не тужил.
Он воевал, не уставал.
И падал сам, и сам вставал.
И помнил он всегда в бою
Свою солдатскую семью,
Где был за всех
И за него стояли все до одного!  (В. Аушев)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.

[Л]

Упражнение № 27. Выучить стихотворение.
Ёлка.
Ёлка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.
(С. Маршак)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.



 [Л]

Упражнение № 28. Выучить стихотворение.
Белый цвет.
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
(И. Токмакова)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л]

Упражнение № 29. Выучить стихотворение.
Заяц белый.
- Заяц белый, заяц белый,
Ты куда за лыком бегал?
Заяц белый отвечал:
- Я не бегал, я скакал.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л]

Упражнение № 30. Выучить стихотворение.

Убежало, убежало,
Убежало молоко.
Я с трудом его поймала.
Быть хозяйкой нелегко.
(Р. Фархади)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Л]

Упражнение № 31. Выучить стихотворение.

Посадил дед лук,
Отрастил лук чуб.
Увидал лук внук,
Оборвал луку чуб.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л]

Упражнение № 32. Выучить стихотворения.

Ослик был сегодня зол.
Он узнал, что он осёл.
(С. Маршак)
Мама Милу с мылом мыла,
В глаз попало Миле мыло.
(И. Демьянов)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.
Читать стихотворения выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л]

Упражнение № 33. Выучить стихотворение.

Веник пол подметал.
Веник очень устал,
Он чихнул, он зевнул
И тихонько лёг под стул.
(Л. Зубкова)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.
          Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
 [Л]
Упражнение № 34. Выучить стихотворение.
Забыл.
Жил-был Забыл.
- Где жил? – Забыл!
- Где был? – Забыл!
- Что ел? – Забыл!
- Что пил? – Забыл!
(В. Луговой)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л]
Упражнение № 35. Выучить стихотворение.
Прыгало, прыгало,
Пугало, пугало
На одной ножке
В лес по дорожке.
Не доскакало –
Ворону увидало.
Испугалось, растерялось,
Да так стоять и осталось.
(Н. Сидельников)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л]
Упражнение № 36. Выучить загадку.

Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.
(Ёжик)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.



[Л]

Упражнение № 37. Выучить загадки.

Что за зверь зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк)
Зимнее стекло весной потекло. (Лёд)
В воде купался, а сух остался. (Гусь)
Ползун ползёт, иголки везёт. (Ёж)
Скатерть бела весь свет одела. (Снег)
Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л]

Упражнение № 38. Выучить загадку.

Я землю копала,
Ничуть не устала.
А кто мной копал,
Тот и устал.
(Лопата)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л]

Упражнение № 39. Выучить загадку.

Белый на белом
Написал, где бегал.
Рыжая прочтёт –
Белого найдёт.
(Заяц и лиса)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


 [Л]

Упражнение № 40. Выучить стихотворение.

Белым – бело! Белым – бело!
Всю землю снегом замело!
Нарядным стало всё село –
Белым – бело, белым – бело!
(В. Лифшиц)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л]

Упражнение № 41. Выучить стихотворение.

Зря ласка ЛАСКОЙ названа:
Совсем не ласкова она.
У ласки злые глазки.
Не жди от ЛАСКИ ласки!
(А. Шибаев)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л]

Упражнение № 42. Выучить стихотворение.
Колокольчик.
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики – цветы
Очень вежливы. А ты?
(Е. Серова)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


 [Л]

Упражнение № 43. Выучить стихотворение.
Павка на лавке
Плетёт лапти Клавке.
Не годятся лапти
Клавке на ножки,
А годятся лапти
На лапки кошке.
(Н. Кончаловская)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л]

Упражнение № 44. Выучить стихотворение.

Козёл – мукомол,
Кому муку молол, а кому не молол.
От того, кому молол, получал ватрушки.
От того, кому не молол, получал по макушке.
(Н. Кончаловская)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л]

Упражнение № 45. Выучить загадку.

Что за птица смелая
По небу промчалась?
Лишь дорожка белая
От неё осталась.
(Самолёт)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.



 [Л]

Упражнение № 46. Выучить стихотворение.

Дятел на суку сидит,
Дятел дерево долбит.
День долбил, два долбил –
Носом в небо угодил.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л]

Упражнение № 47. Выучить стихотворение.

Я во двор вела вола,
За рога вола вела,
В хлев вела вола,
А вол
В огород меня увёл.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л]
Упражнение № 48. Выучить скороговорку.

Маланья – болтунья
Болтала, болтала,
Да всё выболтала
Около колокола.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


 [Л]

Упражнение № 49. Выучить стихотворение.
Волк.
Вышел на охоту волк
Он в охоте знает толк.
И осёл, козёл, и тёлка
Испугались злого волка.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л]

Упражнение № 50. Выучить стихотворение.
Слон.
Стало тихо – тихо,
Спит в углу моя слониха.
Головой кивает слон –
Он слонихе шлёт поклон.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л]
Упражнение № 51. Выучить стихотворение.

Плыла на лодке лайка.
У лайки балалайка.
Долго пела лайка мне
О погоде, о луне.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
          Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


 [Л]

Упражнение № 52. Выучить стихотворение.

Мила вымыла ладони,
Мила сделала салат.
Маме помогала Мила.
Мама Милу похвалила.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л]

Упражнение № 53. Выучить стихотворение.

Вот откуда эта мгла:
Луна на облако легла,
А облако, как одеяло,
Луну окутало, поймало.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л] произносить длительно и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л’]

Упражнение № 1.

Изобразить, как звенит маленький колокольчик: «Ль – ль – ль»

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л’] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л’] произносить длительно и мягко.



 [Л’]

Упражнение № 2. Произносить (читать) слоги.

аль – оль – уль – ыль               яль – ёль – юль – иль
яль – юль – иль – ель               оль – ёль – аль – юль
аль – яль – уль – юль               ыль – иль – ель – аль

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л’] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л’] произносить длительно и мягко.


[Л’]

Упражнение № 3. Произносить (читать) слова.

Даль, шаль, сталь, эмаль, деталь, медаль, педаль, фестиваль, боль, моль, соль, куль, быль, пыль, ковыль, бутыль, костыль, тюль, вестибюль, утиль, фитиль, никель, ель, мель, цель, щель, хмель, метель, панель, шинель, щавель, китель, удаль.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л’] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л’] произносить длительно и мягко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л’]

Упражнение № 4. Произносить (читать) слова.

Паяльник, гильза, килька, сильный, будильник, шпилька, табель, сельдь, умельцы, дальше, пальма, мальчик, пальчик, Ольга, только, довольно, вольный, мыльце, мыльный, пальба, пальто, батальон, почтальон, кульки, бульон, бульдог, пыльца, тюльпан, павильон, шницель, дельфин.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л’] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л’] произносить длительно и мягко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


 [Л’]

Упражнение № 5. Произносить (читать) слоги.

ля – лё – лю                           ле – лё – лю
лю – ля – ли                          лё – лю – ле
ли – лё – лю                           ле – ля – ли

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л’] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л’] произносить длительно и мягко.



[Л’]

Упражнение № 6. Произносить (читать) слова.

Поля, ляля, лямка, гулять, поляна, солянка, гуляш, коляска, Оля, Юля, Уля, Валя, Коля, Поля, Толя, Галя, воля, пуля, неделя, пилят, для, пляж, бляшка, клякса, шляпа, пляска, глянец, хлястик, глядеть, слякоть, склянка.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л’] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л’] произносить длительно и мягко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л’]

Упражнение № 7. Произносить (читать) слова.

Лиза, лист, лифт, липа, ливень, налим, долина, калина, Полина, малина, улитка, лиса, лицо, лимон, улица, кролик, спали, сидели, стояли, стучали, ходили, писали, читали, качели, бегали, уехали, наехали, топали.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л’] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л’] произносить длительно и мягко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.



 [Л’]

Упражнение № 8. Произносить (читать) слова.

Великан, пеликан, блин, клин, шли, ближе, глина, длинный, плита, климат, лев, лей, лес, лезь, левый, лейка, лента, лебедь, леска, лесенка, билет, рулет, олень, налей, налево, колено, полено, жалеть, железо, телега, тюлень.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л’] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л’] произносить длительно и мягко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л’]

Упражнение № 9. Произносить (читать) слова.

Поле, бакалея, улей, колесо, лежать, летать, ледник, лесник, лечить, лепёшка, лебёдка, ледоход, хлеб Глеб, плен, клей, след, хлев, блеск, плесень, клетка, бледный, аллея, коллектив, бюллетень.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л’] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л’] произносить длительно и мягко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л’]

Упражнение № 10. Произносить (читать) слова.

Лёд, лён, Лёва, Лёня, Лёша, лёгкий, клёв, клён, слёт, лётчик, полёт, силён, далёкий, колёса, пелёнка, селёдка, зелёный, солёный, уголёк, кошелёк, мотылёк, фитилёк, самолёт, взлёт, плёнка, шлёпать, похлёбка.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л’] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л’] произносить длительно и мягко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.



[Л’]

Упражнение № 11. Произносить (читать) слова.

Колю, велю, пилю, мелю, солю, люк, Люба, люди, лютик, колючий, колют, мелют, целюсь, полюс, челюсть, любимец, блюдо, клюв, ключ, плюс, плюш, злюсь, шлюпка, клюква, клюшка, плюшка, люблю, ловлю, слюда, наблюдать.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л’] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л’]  произносить длительно и мягко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л’]

Упражнение № 12.
Произносить (читать) слова – родственники: лес, лесной, лесник, лесничий, лесопарк, леса; лиса, лис, лисёнок, лисица, лисята, лисий; лист; листва, лиственный, листочек, листопад, листья; пляска, плясун, плясунья, плясовой, плясать.
Назовите детёнышей животных: у льва – львята, у лисы -…, у лягушки -…, у лебедя -…, у тюленя -…, у косули -…
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л’] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л’] произносить длительно и мягко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л’]

Упражнение № 13. Замените в слове первый звук на [л’].

Репка -…                    Печенье - …
Песок -…                   Вещь -…
Рейка -…                    Печь -…
Пень -…                     Пекарь -…
Мёд -…                      Вес -…

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л’] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук произносить длительно и мягко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


 [Л’]

Упражнение № 14. Образовать признаки по образцу:
Хлеб – хлебный (квас), хлебное (поле).
Фасоль - …(суп), …(пюре).
Лимон - …(коктейль), …(вафли).
Клюква - …(суфле), …(кисель).
Апельсин - …(сок), …(вафли).
Слива -…(запеканка), …(напиток).
Малина -…(кисель), … (суфле).
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л’] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук произносить длительно и мягко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л’]

Упражнение № 15. Произносить (читать) предложения.

Люда маленькая. Летит самолёт. У пальто оторвали хлястик. У Лены лейка. Галя и Оля бегали. Лёва и Коля сидели. Коля сильнее Толи. Лёня полез на липу. Далеко, далеко колокольчик звенит. Оля поливает лимон. Лида любит лимонад. Лёня лепит из пластилина. Маленькая Оля лежит в коляске. У Лёвы заболели родители.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л’] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л’]  произносить длительно и мягко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л’]

Упражнение № 16. Произносить (читать) предложения.

У Лизы болит левое колено. Валя и Галя нарисовали лебедей. Вертолёт летит над поляной. Маленькие лисята бежали за лисой. Каждый вечер я из лейки поливаю тополь клейкий. Эти тополи и липы сами мы сажали. Эти клёны и газоны сами поливали. Апрель, апрель! За окном звенит капель. Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л’] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л’]  произносить длительно и мягко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


 [Л’]

Упражнение № 17. Произносить (читать) предложения.
Взгляни на маленьких совят – малютки рядышком сидят. Иней лёг на ветви ели, иглы за ночь побелели. Лена потеряла ключ. Листья летом зелёные. В клетке лев. Этим летом мы в лесу видели белку и лису. Поливает Лилия тюльпаны и лилии. Олени гуляют на поляне. Мы поймали налима на мели. Ленивому и лениться лень. Лень без соли обедает. Люби взять, люби и дать. Любит кот сливки слизать.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л’] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л’]  произносить длительно и мягко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л’]

Упражнение № 18. Выучить загадки.

Он рисует на стекле пальмы, звезды, ялики.
Говорят, ему сто лет, а шалит, как маленький. (Мороз)
Маленький, удаленький сквозь землю прошёл,
Шляпку нашёл. (Гриб)
Гуляет в поле, да не конь.
Летает по воле, да не птица. (Метель)

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л’] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л’]  произносить длительно и мягко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л’]

Упражнение № 19. Выучить загадки.

Листья падают с осин,
Мчится в небе длинный клин. (Журавли)
То он - блин, то он – клин по ночам в небе один. (Месяц)
Колкую, зелёную срубим топором,
Колкая, зелёная к нам приходит в дом. (Ёлка)

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л’] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л’]  произносить длительно и мягко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


 [Л’]
Упражнение № 20. Выучить стихотворение.

Я под душ залез,
И кафель
Весь покрылся
Градом капель.
(Я. Козлов)

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л’] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л’]  произносить длительно и мягко.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л’]
Упражнение № 21. Выучить стихотворение.

Мы идём лесной тропинкой,
А куда – не знаем сами.
За малиной? За малиной!
За грибами? За грибами!

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л’] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л’]  произносить длительно и мягко.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л’]

Упражнение № 22. Выучить стихотворение.
Лесной светофор.
Я бегу по солнцепёку,
Лес уже неподалёку.
Вот кусты мелькнули мимо,
За спиной пчела пропела…
«Стоп!» - сигналит мне малина
красной ягодою спелой.
(Т. Белозёров)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л’] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л’]  произносить длительно и мягко.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


 [Л’]

Упражнение № 23. Выучить стихотворение.

Мы спросили у Филиппа:
- Как смола к тебе прилипла?
- Не смола, - сказал Филипп, -
Это я к смоле прилип!
(Л. Клюшев)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л’] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л’]  произносить длительно и мягко.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л’]

Упражнение № 24. Выучить стихотворение.

Листья клёна пожелтели,
Птицы к югу улетели.
Дождику идти не лень
И всю ночку, и весь день.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л’] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л’]  произносить длительно и мягко.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л’]
Упражнение № 25. Выучить стихотворение.
Дрова к зиме.
Пилят, колют,
Колют, пилят
Филя с Колей,
Коля с Филей.
Завалили полдвора,
Будут на зиму дрова!
(Г. Ладонщиков)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л’] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л’]  произносить длительно и мягко.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


 [Л’]

Упражнение № 26. Выучить стихотворение.
Лисички.
Среди лежавших листьев золотые шляпки –
Из травы лисички весело глядят.
Вот лисички – мамы, вот лисички – папы,
Рядом стайки жёлтых маленьких лисят.
А под ёлкой две лисички,
Две сестрички – невелички.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л’] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л’]  произносить длительно и мягко.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л’]
Упражнение № 27. Выучить стихотворения.

Мы ели, ели лещей у ели…
Их еле-еле у ели доели!

Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л’] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л’]  произносить длительно и мягко.
Читать стихотворения выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л’]
Упражнение № 28. Выучить стихотворения.

Удивительная штука:
Слёзы капают у внука!

Мы не ели и не пили;
Бабу снежную лепили.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л’] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л’]  произносить длительно и мягко.
Читать стихотворения выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.



[Л’]

Упражнение № 29. Выучить стихотворение.

Наши руки были в мыле,
Мы посуда сами мыли.
Мы посуду мыли сами,
Помогали нашей маме.
(В. Лифшиц)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л’] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л’]  произносить длительно и мягко.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л’]

Упражнение № 30. Выучить стихотворение.

Поля полет,
Коля колет,
Лида поливает,
А Оля помогает.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л’] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л’]  произносить длительно и мягко.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л’]

Упражнение № 31. Выучить стихотворение.

Валя на проталинке
Промочила валенки.
Валенки у Валеньки
Сохнут на завалинке.
(И. Демьянов)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л’] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л’]  произносить длительно и мягко.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


 [Л’]

Упражнение № 37. Выучить стихотворение.

Валенки для Валеньки.
В магазине Валеньке                Но надела валенки
Покупали валенки.                   Маленькая Валенька –
Маленькие валенки                  Оказались валенки
До чего милы!                           Валеньке малы.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л’] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л’]  произносить длительно и мягко.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л’]
Упражнение № 33. Выучить стихотворение.
Зиму всю мели метели.
Зиму всю мели метели –
Клёны, липы поседели…
А весной повеселели,
Зацвели, зазеленели:
Птицы с юга прилетели –
Ветки лапами согрели.
(И. Демьянов)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л’] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л’]  произносить длительно и мягко.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л’]
Упражнение № 32. Выучить стихотворение.

Воду лили, лили,
Лили, лили, лили,
Лили, поливали,
Ляленьку купали.
(В. Лифшиц)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л’] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л’]  произносить длительно и мягко.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


 [Л’]

Упражнение № 36. Выучить стихотворение.
Март.
Отшумели все метели.           Веселее и теплее
И морозы не трещат.              Стали мартовские дни.
С крыш закапали капели,      В нашем садике в аллеях
И сосульки в ряд висят,         Уж проталины видны.
(В. Алфёров)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л’] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л’]  произносить длительно и мягко.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л’]

Упражнение № 35. Выучить стихотворение.
Телёнок.
Я телёночка ласкала, был он маленький,
Свежим сеном угощала у завалинки.
Я телёночка любила, был он нежненький,
Я водичкою поила самой свеженькой.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л’] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л’]  произносить длительно и мягко.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л’]

Упражнение № 38. Выучить колыбельную песню.
Люли – люли – люли.
Прилетели гули.
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать.
Тихо Лиду усыплять:
«Спи, малютка, засыпай,
глаз своих не открывай».
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л’] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л’]  произносить длительно и мягко.
Читать песню выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


 [Л’]

Упражнение № 34. Выучить стихотворение.

В зелёном, зелёном, зелёном лесу
Зелёный листок, как флажок, я несу,
Зелёная шишка под ёлкой лежит.
Зелёная музыка где-то звучит.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [л’] кончик языка соприкасался с альвеолами. Звук [л’]  произносить длительно и мягко.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Л] – [Л’]

Упражнение № 1. Произносить (читать) слова.

пола – поля                     игла – земля            флаги – фляги
лавка – лямка                 метла – петля           кукла – туфля
лапа – шляпа                  гладя – глядя           флаг – фляжка
юла – Юля                       глазки – коляски      вобла – воля
кулачок – светлячок       плачем – пляшем

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л] – [Л’]

Упражнение № 2. Произносить (читать) слова.

лоб – лёд                   пилот – полёт                 зло – взлёт
лов – Лёва                 болото – полёты            клок – клён
лом – лён                  колосья – колёса            плот – плётка
ложка – лёжа            кашалот – самолёт         слон – силён

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.



 [Л] – [Л’]

Упражнение № 3. Произносить (читать) слова.

лук – люк                 скорлупка – шлюпка      клуб – клюв
лужа – Люда         лучший – колючий      клубок – любой
блузка – блюдце       клумба – клюква        случай – ключ

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л] – [Л’]

Упражнение № 4. Произносить (читать) слова.

слышать – слишком       ослы – росли           клык – клин
лысый – лисий               чехлы – несли          плыть – лить
улыбка – улитка             щеглы – текли         хлыст – лить
полынь – павлин            башлык – велик       лыко – лихо

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л] – [Л’]

Упражнение № 5. Произносить (читать) слова.

был – быль                 цел – цель                 мал – мальчик
ел – ель                       стал – сталь               пел – пельмени
дал – даль                   стул – стулья             кол – кольцо
пыл – пыль                 угол – уголь              жил – жильё

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.



[Л] – [Л’]

Упражнение № 6. Произносить (читать) предложения.

Оля пела. Наша Юля как юла. У коли лыжи. Стояло тёплое лето. Голуби влетели в голубятню. У Коли в руке флаг, на боку фляжка. Можно крышу настилать, можно домик заселять. Я разжала кулачок – на ладони светлячок. Мы бродили по полям и делили пополам всё, что находили. Вот идут на задних лапах две собачки в модных шляпах.
Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л] – [Л’]

Упражнение № 7. Произносить (читать) предложения.

Летят самолёты, сидят в них пилоты. Едет комбайн на колёсах, режет спелые колосья. Люда, у тебя под ногами лужа. Села галка на крышу клуба и чистит клюв. Ларисе нужна не любая, а голубая краска. Сыпь уголь в этот угол. Галка ходит у реки по гальке. Меня разбудил будильник. На кухне стул, а в комнате стулья. На столе лимон и яблоко.
Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л] – [Л’]

Упражнение № 8. Произносить (читать) предложения.

Алла и Оля катались на лодке. Пилоты сели в самолёт. Метил в цель, попал в пень. Алла посадила фиалки, а Коля – лилии. Не велик соловей, а голосок золотой. Не откладывай безделье, да не откладывай дело. На словах – что на гуслях, а на деле – что на балалайке. Без сомненья, лев силён, но слабее он, чем слон. Нил поймал линей: один мал, два длинней.
Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


 [Л] – [Л’]

Упражнение № 9. Произносить (читать) текст.

Сова.
Летала сова – весёлая голова. Вот она летала, летала, летала, да и села. Головой повертела, по сторонам поглядела, снялась и опять полетела. Летела, летала да и села. Головой повертела, по сторонам поглядела, а глаза у неё как плошки, не видят ни крошки.

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л] – [Л’]

Упражнение № 10. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Жила в лесу белка.
Была в лесу белка, и были у белки бельчата. Жила белка в дупле. Пришли Миша и Коля, взяли их к себе. И белки жили у них в клетке.
(По Л. Толстому)
Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л] – [Л’]

Упражнение №11. Выучить загадки.
Не на полу, не на потолке –
И в дом глядит, и на улицу. (Окно)

В сосне дупло, в дупле тепло.
А кто в дупле живёт в тепле? (Белка)

Иголки лежали, лежали
Да под пол убежали. (Ёж)
Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


 [Л] – [Л’]

Упражнение № 12. Выучить загадку.

Золотая голова велика, тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка.
(Дыня)

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л] – [Л’]

Упражнение № 13. Выучить загадку.

Летом в огороде при любой погоде
Солнышко сияло, у плетня стояло.
Осенью весёлою жёлтое погасло.
Выжали из солнышка солнечное масло.
(Подсолнух)

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л] – [Л’]

Упражнение № 14. Выучить загадку.

Три бельчонка маму – белку
Ждали около дупла.
Им на завтрак мама – белка
Девять шишек принесла.
Разделила на троих.
Сколько каждому из них?

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


 [Л] – [Л’]

Упражнение № 19. Выучить стихотворение.
Было небо голубое,
Было солнце золотое,
На крылечке кот лежал,
Мальчик деревце сажал.
Время медленно текло,
Было тихо и тепло.
(В. Данько)
Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л] – [Л’]

Упражнение № 16. Выучить стихотворение.

Лейся, дождь, веселей,
Мы с тобою дружим.
Весело нам бегать
Босиком по лужам.

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л] – [Л’]

Упражнение № 17. Выучить стихотворение.

Лена искала булавку.
Булавка упала под лавку.
Под лавкой искать было лень,
Искала булавку весь день.

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.



[Л] – [Л’]

Упражнение № 18. Выучить стихотворение.

По глади оконной стекла
Тяжёлая капля стекла.
Капля упала на синий цветок
И открыла один лепесток.
(И. Беляков)

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л] – [Л’]

Упражнение № 15. Выучить стихотворение.

Ломали лёд,
Ломали мы.
Летели клочья от зимы.
(Е. Благинина)

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л] – [Л’]

Упражнение № 20. Выучить стихотворение.

По – геройски Лена с ленью
Воевала целый день.
Но, к большому сожаленью,
Победила Лену лень.

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


 [Л] – [Л’]

Упражнение № 21. Выучить стихотворение.

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
(А. Плещеев)
Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л] – [Л’]

Упражнение № 22. Выучить стихотворение.

Туман.
Убежало молоко,
Побежало далеко,
По полям, по лугам,
По лесам и городам.
(Р. Сеф)
Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л] – [Л’]

Упражнение № 24. Выучить стихотворение.

Сосулька.
Сосулька испугалась высоты,
Сосулька от испуга стала плакать;
И потому опять настала слякоть.
И потому опять в калошах ты.
( А. Кондратьев)
Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


 [Л] – [Л’]

Упражнение № 23. Выучить стихотворение.

Весело аукнула
Из лесу весна.
Ей Медведь откликнулся,
Проурчав со сна.
(Л. Аграчёва)
Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л] – [Л’]

Упражнение № 25. Выучить стихотворение.

Осень длинной, тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, жёлтый, золотой, -
Как хорош ты лист цветной!
(И. Михайлова)

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л] – [Л’]
Упражнение № 26. Выучить стихотворение.
Обменяла куклу.
Куклу Милу Лида мыла,
С куклы грязи не отмыла.
Но от мыла кукла Мила
Полиняла, как могла.
От обиды куклу Лида
Обменяла на осла.
(Н. Кончаловская)
Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


 [Л] – [Л’]

Упражнение № 27. Выучить стихотворение.
Белые лебеди.
Белые лебеди                Белые пёрышки
В небе живут,                Вьются слегка.
По небу лебеди             Здравствуйте, лебеди –
Плавно плывут             ОБЛАКА.
(Л. Кудрявская)
Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л] – [Л’]

Упражнение № 28. Выучить стихотворение.
Голубь белый.
Голубь белый, голубь смелый.
Сделал он большое дело.
По полям, лесам летал
И поклон от нас всем детям:
Белым, желтым – всем на свете
Белый голубь передал.
Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л] – [Л’]

Упражнение № 31. Выучить стихотворение.

Над нами по небу облако летело.
Облако облик меняло как хотело.
Было оно акулой, дельфином,
Бульдогом, дятлом и пингвином.

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.



[Л] – [Л’]
Упражнение № 32. Выучить стихотворение.
Пирожок в печи пекла
Хлопотливая пчела,
Положила в пирожки
Полнапёрсточка муки,
Каплю патоки взяла,
Всех подружек позвала,
На пиру у пчёл я был,
Крепкий мёд пчелиный пил.
Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Л] – [Л’]

Упражнение № 33. Выучить стихотворение.
Облако.
Ах, какое облако,                    Ах, какое облако,
Облако глубокое,                    Облако высокое,
Белое далёкое                         Облако далёкое,
Прямо надо мной.                  Не достать рукой.
(В. Степанов)
Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л] – [Л’]
Упражнение № 34. Выучить стихотворение.
В лесу на опушке, живёт колокольчик
Толстый и важный, ворчливый всегда.
Лишь только проснётся, в лесу раздаётся
Его недовольное: «Ла – ла – ла – ла».
Соседки его на тоненьких ножках
В ответ ему весело: «Ля – ля – ля – ля!»
Хватит ворчать, бурчать и сердиться
Пой лучше с нами «Ля – ля – ля – ля!»
Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


 [Л] – [Л’]

Упражнение № 29. Выучить стихотворение.

Шёл троллейбус по маршруту, шёл усами шевелил.
Провода все перепутал – и как вкопанный застыл.
Смотрит фарами – глазами, размышляет: как же быть?
- Впредь не буду я усами на работе шевелить!
(О. Назаров)

Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л] – [Л’]

Упражнение № 30. Выучить стихотворение.

Маша варежку надела:
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла:
- Поглядите-ка, нашла!
Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л] – [Л’]
Упражнение № 36. Выучить стихотворение.
Однажды я встретил бездомную кошку:
- Как ваши дела?
- Ничего, понемножку…
- Я слышал, что вы тяжело заболели…
- Болела.
- Так, значит, лежали в постели?
- Лежала на улице много недель.
Бездомной, мне некуда ставить постель.
(А. Дмитриев)
Следить за тем, чтобы звуки [л] и [л’] не смешивались в произношении. Звуки [л] и [л’] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий