четверг, 25 сентября 2014 г.

Автоматизация звуков "з", "зь"




[З]

Упражнение № 1.


Спеть песенку комарика: «З – з – з – з».

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з] кончик языка упирался в нижние резцы.




 [З]

Упражнение № 4. Произносить (читать) слоги.


за – зо – зу – зы                         зы – зу – зо – за
зо – зу – за – зы                          за – зы – зо – зу
зу – за – зы – зо                          зо – зу – за – зы

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [з] произносить длительно и твёрдо.


[З]

Упражнение № 2. Произносить (читать) слоги, соблюдая ударение.

ЗÁ – ЗО – ЗЭ                                    ЗÁ – ЗА – ЗА
ЗА – ЗÓ – ЗЭ                                    ЗА – ЗÁ – ЗА
ЗА – ЗО – ЗЭ                                    ЗА – ЗА – ЗÁ
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з] кончик языка был поднят к альвеолам, а боковые края языка прилегали к верхним боковым зубам. Звук [з] произносить длительно и твёрдо.



[З]

Упражнение № 3. Произносить (читать) слоги, выделяя ударением слог – ЗУ –.

ЗА – ЗО – ЗУ – ЗЫ
ЗО – ЗУ – ЗЫ – ЗА
ЗУ – ЗЫ – ЗА – ЗО
ЗЫ – ЗА – ЗО – ЗУ
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з] кончик языка был поднят к альвеолам, а боковые края языка прилегали к верхним боковым зубам. Звук [з] произносить длительно и твёрдо.


[З]

Упражнение № 5. Произносить (читать) слова.

Зал, заяц, запад, запах, завтра, завтрак, зáмок, зоб, зов, Зоя, зона, Зотов, зоркий, зорька, золото, зонтик, зубы, коза, глаза, гроза, фазан, лизать, влезать, показать, наказать, приказать, указать, возок, газон, дозор, Трезор, узор, везу, козу, внизу, грозу, ползу, грызу, лазурь, мазут, разутый.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [з] произносить длительно и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.



[З]

Упражнение № 16. Произносить (читать) слоги.

узма – ызма – азма                  азма – язма – озма
озма – ёзма – юзма                  ёзма – ызма – изма
изма – езма – язма                   язма – ёзма – езма

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [з] произносить длительно и твёрдо.


[З]

Упражнение № 6. Произносить (читать) слова.

Разумный, возы, тазы, язык, пузыри, база, ваза, роза, Лиза, блуза, польза, берёза, заря, завод, загар, закат, замóк, забава, забыть, затея, загадка, мазать, заболеть, заноза, звать, знать, значок, знамя, звонок, звонкий, злой, звук, здоровье, взор, взрослый.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [з] произносить длительно и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


 [З]

Упражнение № 7. Произносить (читать) слова.

Вазу, Лизу, розу, кинзу, разум, берёзу, лозунг, зубок, зубной, зубило, вазы, газы, козы, грозы, берёзы, арбузы, морозы, музыка, пузырёк, называть, показывать.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [з] произносить длительно и твёрдо.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[З]

Упражнение № 8. Прибавь к слову приставку ЗА -. Произнеси пару слов целиком.
Поют – запоют, едут - …, бегут - …, идут - …, пьют - …, пели - …, ехали - …, несли - …

Прибавь к слову приставку ПО-. Произнеси слово целиком.
Звать – позвать, звонить - …, звучать - …, звенеть - …
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [з] произносить длительно и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[З]

Упражнение № 9. Запомни и повтори ряд слов.

Тазы – возы – язык, язык – вазы – козы, вазы – козы – газы, коза – ваза – заноза, замок – звезда – замок, зуб – зубик – зубной, зайка – зубр – коза, ваза – роза – тазы, язык  – зуб – глаза, зонт – Зоя - газон; замок – вокзал – фазан; воз – узор – казак.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [з] произносить длительно и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[З]

Упражнение № 10. Произносить (читать) предложения.

Береги глаза, Лиза. У Лизы роза. У Зои замóк. Зоя забыла закрыть замóк. Лиза моет вазу в тазу. Зазвонил звонок. Лиза разбила вазу. Ударили морозы. Зоя заболела. На заводе загудел гудок. Зотов повёл Трезора в дозор. Знайка всё с полуслова понимает, а незнайка только рот разевает. Назвался груздем – полезай в кузов. Лиза, ломай лозу, да гони козу.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [з] произносить длительно и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[З]

Упражнение № 11. Произносить (читать) предложения.

Зайцы грызут кору берёзы. Налей в вазу воды, а то розы завянут. В школе зазвонил звонок на урок. Зоя купила два арбуза, один оказался розовый. На дворе стоит коза, хмурит серые глаза. Звал волк козу на пир, да коза не идёт. У Зои много забот – заболел у зайки живот. Заглянула в дверь коза – очень грустные глаза. Сказал, как узлом завязал.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [з] произносить длительно и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[З]

Упражнение № 13. Выучить загадку.

Вырос в поле дом, полон дом зерном.
Стены позолочены, ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом.
                                                                        (Колос)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [з] произносить длительно и твёрдо.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


 [З]

Упражнение № 12. Произносить (читать) и пересказать текст.

Зайка.
За елкой притаился зайка. Волк увидел зайку. У волка зубы. Ой! Ой! Ну и зубы! У зайки ноги. Ух! Ну и ноги. Не догнал волк зайку.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [з] произносить длительно и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[З]

Упражнение № 14. Выучить стихотворение.
Рак.
Про меня говорят, будто пячусь я назад.
Не назад, а вперёд – только задом наперёд.
                                                                        (В. Орлов)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [з] произносить длительно и твёрдо.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[З]

Упражнение № 15. Послушай предложения и исправь их.

У глаза заболела Лиза. - /У Лизы заболели глаза/
Зубатка купила Зою. - …
В незабудках завяла ваза. - …

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [з] произносить длительно и твёрдо.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 [З]

Упражнение № 17. Произносить (читать) слова.

Разный, азбука, гораздо, поздно, ноздри, воздух, возраст, грозный, обозный, морозный, грузный, брызги, язва, грязный, гнёзда, слёзный, издали, издавна, избран, резвый, бездна, исчезли, железный, полезный.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [з] произносить длительно и твёрдо.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[З]

Упражнение № 18. Произносить (читать) слова.

Казна, глазной, назвать, размах, размер, разрыв, разбери, опоздать, борозда, допоздна, узда, узлы, узнать, изба, избушка, избрать, белизна, езда, поезда, резной, гнездо, безлюдный, безрогий.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [з] произносить длительно и твёрдо.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[З]

Упражнение № 19. Произнеси все 4 слова. Назови лишнее слово и объясни, почему оно не подходит к остальным.

Роза, мимоза, берёза, козы.
Зубр, заяц, бизон, зяблик.
Звон, звонок, трезвон, замок.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [з] произносить длительно и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[З]

Упражнение № 20. Произносить (читать) предложения.
Около избы липа. Мой брат - кузнец. Грибы полезны. В гнёздах дрозды. Я поздно узнал об этом. В избушке разбили окно. В поезде везут заказные письма. На возах везут арбузы. В роще гнёзда птиц. Зоя мыла грязную посуду и набрызгала на пол. Видишь, смотрят из гнезда два молоденьких дрозда. Сегодня вдруг исчезло лето, бело, безжизненно кругом. Назвался груздем — полезай в кузов.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [з] произносить длительно и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[З]
Упражнение № 21. Произносить (читать) текст.
Я не заноза.
Зоя очень любит всех дразнить. Захара она называет Зудилой, Настю – Злюкой, Лизу – Задирой.
- Знаешь, как зовут того, кто всех дразнит и задевает? – спросила мама.
- Как?
- Занозой.
Зоя насупилась, задумалась, а потом сказала:
- Никогда никого не буду дразнить. Я не заноза.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [з] произносить длительно и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[З]

Упражнение № 26. Выучить стихотворение.

К нам зайдет Новый год,
Заведёт хоровод,
Зазвенят голоса,
Засверкают глаза.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [з] произносить длительно и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[З]

Упражнение № 22. Выучить стихотворение.

- Заяц, заяц, чем ты занят?
- Кочерыжку разгрызаю.
- А чему ты, заяц, рад?
- Рад, что зубы не болят.
(Г. Сапгир)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [з] произносить длительно и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[З]

Упражнение № 23. Выучить стихотворение.
Два дрозда.
Видишь, смотрят из гнезда
Два молоденьких дрозда.
Клюв покажет первый дрозд,
А второй покажет хвост.
(С. Маршак)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [з] произносить длительно и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[З]
Упражнение № 24. Выучить стихотворения.
Зоя – зайкина хозяйка.
Спит в тазу у Зои зайка.

Зажглась зелёная звезда…
Запустим звездолёт туда.

Звенит звонок, зовёт звонок
И Зоя в класс к себе идёт.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [з] произносить длительно и твёрдо.
Читать стихотворения выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 [З]

Упражнение № 25. Выучить стихотворение.

Мы заходим на вокзал,
Входим мы в огромный зал.
Быть в таком огромном зале
Можно только на вокзале.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [з] произносить длительно и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[З]

Упражнение № 27. Выучить стихотворение.

Встретиться Змей и Змея захотели.
Встретиться Змей и Змея не сумели.
Змей в облаках, а Змея на земле.
Надо бы Змею спуститься к Змее.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [з] произносить длительно и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[З]

Упражнение № 28. Выучить стихотворение.
Затея.
Вот весёлая затея –
Запускать на нитке змея.
Змей летит выше берёз!
Ветер, змея не жалея,
Прямо к солнышку понёс.
(И. Демьянов)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [з] произносить длительно и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 [З]

Упражнение № 29. Выучить стихотворение.

Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая,
Ножками топ – топ,
Глазками хлоп – хлоп.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [з] произносить длительно и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[З]

Упражнение № 30. Выучить стихотворение.

- Знаешь ли, пингвин,
лекарства от ангин?
- Лечите их морозами, -
ответил он всерьёз. –
Мороз – большими дозами!
Три раза в день – мороз!
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [з] произносить длительно и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[З]

Упражнение № 31. Выучить стихотворение.

Девчонка везла на возу
Козлёнка, козла и козу.
Лесок проезжала,
Часок подремала.
Девчонка в лесу проспала
Козлёнка, козла и козу.
(В. Викторова)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [з] произносить длительно и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


 [З]

Упражнение № 32. Выучить стихотворение.

Золотые нивы,                                Звёзда над полями,
Гладь и блеск озёр                         Гладь да камыши,
Светлые заливы,                                Так и льются сами
Без конца простор                          Звуки из души.
                                                                       (А. Кольцов)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [з] произносить длительно и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[З’]

Упражнение № 1.

Длительно произносить слог: «Зь – зь – зь – зь».

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з’] кончик языка упирался в нижние резцы.


[З’]

Упражнение № 2. Произносить (читать) слоги.

зя – зё – зю                          зве – звя – зви
зё – зи – зе                           зле – зли – злю
зе – зю – зи                          зре – зри – зря
зи – зе – зя                           зде – зди – здя
зю – зя – зё                          зме – зми – зме
зя – зе – зю

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з’] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [з’] произносить длительно и мягко.




 [З’]

Упражнение № 3 Произносить (читать) слоги, выделяя ударением слог – ЗИ-

ЗЯ – ЗИ – ЗЕ – ЗЁ
ЗЕ – ЗЮ – ЗИ – ЗЯ
ЗЮ – ЗЕ – ЗЯ – ЗИ

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з’] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [з’] произносить длительно и мягко.


[З’]

Упражнение № 4. Произносить (читать) слова.

Зябь, зяблик, зёрна, зёрнышко, Зина, зимний, зима, зимовать, зев, зебра, зеркало, зелень, газета, музей, возьми, полозья, Кузьма, друзья, резьба, озяб, нельзя, хозяин, изящный, грозят, взять, возят, лазят, изюм, озёра, козёл, призёр, везёт, позёмка, ползёт, резина, низина, озимая, бензин, магазин, возить, грузить, лазить, Тузик, дивизия, бузина, морозить, корзина, Мурзилка.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з’] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [з’] произносить длительно и мягко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[З’]

Упражнение № 5. Ответьте на вопросы.
Какой день самый короткий? (зимний день)
Какую одежду носят зимой? (зимнюю одежду)
Какое пальто надевают зимой? (зимнее пальто)
Какие сапоги обувают зимой? (зимние сапоги)

Произносить (читать) слова – родственники: зелень, зеленеть, зелёный, зелёнка; зима, зимовать, зимовка, зимний.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з’] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [з’] произносить длительно и мягко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[З’]
Упражнение № 6. Произносить (читать) предложения.
У Зины зеркало. Змея ползёт. Зина и Зоя друзья. Зоя была в магазине. Зина читает газету. Роза взяла корзину. Зина возит зерно. В корзине зелёная кукуруза. Ваня запустил змея. Кузьма был в музее. Козёл гоняет Тузика. На озере зелёная травка. Ногу Зина занозила, лазила на дерево. Зина помазала ногу вазелином. Ёжик ползёт, иголки везёт. От зари до зари славят зиму снегири. Змейкой мчится по земле лёгкая позёмка. У Зины бузина в корзине. У хозяина – козёл, у хозяйки – козлик.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з’] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [з’] произносить длительно и мягко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[З’]

Упражнение № 7. Выучить стихотворение.

В звезде найдёшь ты букву З
И в золоте, и в розе,
В земле, алмазе, бирюзе,
В заре, зиме, морозе.
(С. Маршак)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з’] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [з’] произносить длительно и мягко.
Читать стихотворение чётко и выразительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[З’]

Упражнение № 8. Произносить (читать) текст.
Друзья.
Зина и Зоя – друзья. Летом друзья ходят с корзинками за земляникой и грибами. Лазят за орехами. Загорают и купаются на озере. Пасут козу на зелёной траве. Возят на возах арбузы и зерно. Зимой Зина и Зоя на улице. Морозец их не пугал. Зимними вечерами они читают «Мурзилку».

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з’] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [з’] произносить длительно и мягко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


 [З’]
              Упражнение № 9. Выучить стихотворение.

Зябнет сторож; вьюга смело
Злится вкруг него.
На морозе побелела
Борода его.
(Н. Огарев)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з’] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [з’] произносить длительно и мягко.
Читать стихотворение чётко и выразительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[З’]

Упражнение № 12. Выучить стихотворение.

Зелёная песенка.
В зелёном, зелёном, зелёном лесу
Зелёный листок, как флажок я несу.
Зелёная шишка под ёлкой лежит.
Зелёная музыка где-то звучит.
Зелёный кузнечик в зелёной стране
Играет зелёную песенку мне.
(А. Стройло)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з’] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [з’] произносить длительно и мягко.
Читать стихотворение чётко и выразительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[З’]

Упражнение № 10. Выучить стихотворение.
Зелёная картина.
Болото зелёное в ряску одето.
Склонилось над ними зелёное лето.
В болоте зелёном лягушка живёт,
Зелёные песни подружкам поёт.
(В. Ланцетти)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з’] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [з’] произносить длительно и мягко.
Читать стихотворение чётко и выразительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[З’]

Упражнение № 11. Выучить стихотворение.
Вездеход.
Вам сегодня не везёт?
Вас автобус не везёт?
Вы возьмите вездеход!
Вездеход вас повезёт…
Верно, правильно назвали
Вездеходом вездеход.
(В. Лунин)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з’] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [з’] произносить длительно и мягко.
Читать стихотворение чётко и выразительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[З’]

Упражнение № 13. Выучить стихотворение.
Зима, зима в Загорске.
Зима явилась в гости.
От белизны блестят дома,
Старинные часовенки.
Зима, зима! Пришла зима!
Загорск стоит, как новенький.
(А. Барто)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з’] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [з’] произносить длительно и мягко.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[З’]

Упражнение № 14. Выучить стихотворение.
Резиновую Зину купили в магазине,
Резиновую Зину в корзине принесли.
Она была разиня, резиновая Зина:
Упала из корзины, измазалась в грязи.
(А. Барто)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з’] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [з’] произносить длительно и мягко.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[З] – [З’]

Упражнение № 1. Произносить (читать) слоги.

за – зя                           зя – зы                       зы – зи
зя – за                           зо – зё                        зю – зу
за – зя – за                    зё – зо                        зу – зю
зы – зи – зы                  зо – зё – зо                зу – зю – зу

Следить за тем, чтобы звуки [з] и [з’] не смешивались в произношении. Звуки [з] и [з’] произносить длительно.


[З] – [З’]

Упражнение № 2. Произносить (читать) слова.

зал – взял                  зол – козёл              возы – вози
зайка – хозяйка        зорко – зёрна          низы – низина
назад – грозят          узоры – озёра          тазы – тазики
коза – козявка          Трезор – призёр      грузы – грузить
заяц – зяблик            возок – везёт           морозы – морозить

Следить за тем, чтобы звуки [з] и [з’] не смешивались в произношении. Звуки [з] и [з’] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[З] – [З’]

Упражнение № 3. Произносить (читать) предложения.

Золотое зерно. Зелёные арбузы. Заяц и козёл. Зимние узоры. Запах бензина. Зеркальный зал. Изящная ваза. Забытый музей. Заброшенное озеро. Магазин на замке. Закрытая корзина. Зелёные глаза. Грузовик с резиной. Забавный зверёк. Зима и морозы. Резиновая Зоя. Заботливый хозяин. Розы в вазе. Корзина земляники. Злой зверь.

Следить за тем, чтобы звуки [з] и [з’] не смешивались в произношении. Звуки [з] и [з’] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


 [З] – [З’]

Упражнение № 4. Произносить (читать) предложения.

У забора Тузик. Зоя и Зина – друзья. Во дворе Трезор и Тузик. Зоя сказала, что не взяла корзину. В этой корзине зелёный, а в той корзине розовый виноград. Зайку бросила хозяйка. Кузов грузовика загрузили зерном. Накладывайте возы и везите в деревню. В глазах у хозяйки слезинки дрожат.

Следить за тем, чтобы звуки [з] и [з’] не смешивались в произношении. Звуки [з] и [з’] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[З] – [З’]

Упражнение № 5. Послушай рассказ и ответь на вопросы.

У нас на столе ваза. В вазе незабудки. «Зина, не забудь заменить воду в вазе», - сказала мама.
- Что стоит на столе?
- Что в вазе?
- О чем просит мама Зину?

Следить за тем, чтобы звуки [з] и [з’] не смешивались в произношении. Звуки [з] и [з’] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[З] – [З’]

Упражнение № 6. Прочитать и пересказать текст.
Конфеты.
- Зина, дай мне вон ту вазочку.
- Пожалуйста, Зоя.
- Но это вазочка пустая?!
- Нет, она непустая. Она с воздухом.
- А где же конфеты?
- Они куда-то исчезли.

Следить за тем, чтобы звуки [з] и [з’] не смешивались в произношении. Звуки [з] и [з’] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[З] – [З’]

Упражнение № 7. Ответь на вопросы.
Зина заснула. – Что сделала Зина? Кто заснул?
Лиза знает много сказок. – Кто знает много сказок? Чего много знает Лиза?
Зоя с Захаром сделали летучего змея. – Кто сделал змея? Что сделали Зоя и Захар?
Один раз Зоя и Зина пошли в зоопарк. Там они увидели много зверей. Но все звери в своих названиях имели звук [з] или [зь]. Назови их. (зебра, коза, заяц, зубр).
Следить за тем, чтобы звуки [з] и [з’] не смешивались в произношении. Звуки [з] и [з’] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[З] – [З’]

Упражнение № 8. Исправь порядок слов в предложении.

Вот ползет земля по змее.
Летучий змей сделал папу и Зину.
У зуба болит Кузьма.

Следить за тем, чтобы звуки [з] и [з’] не смешивались в произношении. Звуки [з] и [з’] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[З] – [З’]

Упражнение № 9. Выучить загадку.

За то, что завял он
Зелёным в чулане,
Зимой отхлестал он
Хозяина в бане.
(Берёзовый веник)

Следить за тем, чтобы звуки [з] и [з’] не смешивались в произношении. Звуки [з] и [з’] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[З] – [З’]

Упражнение № 15. Выучить стихотворение.
Хозяйка.
Не привык трудиться зайка,     Где же зайка? Где же зайка?
Барсуку работать лень.              Ты пойди-ка разузнай-ка.
Только белочка – хозяйка          Видно, зайка стал зазнайка,
За работой целый день.              Раз забыл тебя, хозяйка.
(А. Стародубова)
Следить за тем, чтобы звуки [з] и [з’] не смешивались в произношении. Звуки [з] и [з’] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[З] – [З’]

Упражнение № 14. Выучить стихотворение.

Зябнут птицы, зябнут звери.
Замерзают в норах звери,
Залезают в дупла, в гнёзда.
В синем небе звёзды мёрзнут,
Затухают на заре –
Ух, морозно в январе.
(В. Суслов)
Следить за тем, чтобы звуки [з] и [з’] не смешивались в произношении. Звуки [з] и [з’] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[З] – [З’]

Упражнение № 10. Выучить стихотворение.

Зимним утром от мороза
На заре звенят берёзы.
Все озёра – зеркала
Из зелёного стекла.
(В Суслов)
Следить за тем, чтобы звуки [з] и [з’] не смешивались в произношении. Звуки [з] и [з’] произносить длительно.
Читать стихотворение чётко и выразительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 [З] – [З’]

Упражнение № 11. Выучить стихотворение.

Зачем у маленькой хозяйки
Зелёный зонтик взяли зайки?
Затем, чтоб прятаться от волка
Под этим зонтиком из шёлка.

Следить за тем, чтобы звуки [з] и [з’] не смешивались в произношении. Звуки [з] и [з’] произносить длительно.
Читать стихотворение чётко и выразительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[З] – [З’]

Упражнение № 12. Выучить загадку.

Знакомы вам её угрозы.
Она нам всем грозит морозом,
Хоть в снег закуталась сама.
Кто гостья грозная?…
(Зима)
Следить за тем, чтобы звуки [з] и [з’] не смешивались в произношении. Звуки [з] и [з’] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[З] – [З’]

Упражнение № 13. Выучить стихотворение.

Не забуду незабудку,
Эти синие глаза.
Вам название напомнит,
Что её забыть нельзя.

Следить за тем, чтобы звуки [з] и [з’] не смешивались в произношении. Звуки [з] и [з’] произносить длительно.
Читать стихотворение чётко и выразительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


 [З] – [З’]

Упражнение № 16. Выучить считалку.

Раз, два, три, четыре, пять.              Зубы, козлик и тазы,
Будем мы слова считать.                 Зоопарк, завод, возы.
Зайка, зонтик, змей, корзина,         Посчитай-ка, не ленись,
Ваза, воздух и резина,                     Да смотри, не ошибись.

Следить за тем, чтобы звуки [з] и [з’] не смешивались в произношении. Звуки [з] и [з’] произносить длительно.
Читать считалку чётко и выразительно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий