среда, 24 июня 2015 г.

Развитие ребенка. Что должен знать мой ребенок?



                  Сводная таблица по  «Возрастной психологии»   

                      


Возраст
Социальная Ситуация Развития
Ведущая Деятельность
Новообразования
1.Период младенчества 
а) новорожденность  (от 1 до 4 недель);
б) собственно младенчество
(до 1 года)
Определяется двумя моментами: а) биологической беспомощностью младенца, зависимостью удовлетворения его потребностей от взрослых; б) при этой максимальной зависимости,  включенностью всего поведения ребенка в социальное, он лишен основных средств социального общения  речи. Таким образом, противоречие между максимальной социальной включенностью младенца и минимальными возможностями общения определяют основу развития ребенка в этом возрасте.  
Сенсомоторное развитие, заключающееся в научении моторными навыками (овладение рукой, умение сидеть и ходить)и появлении познавательных (функциональных) действий (т.е. познание физической стороны предмета и имитация действий взрослым с этим предметом).  
Основное новообразование  инстинктивная психическая жизнь, которая характеризуется двумя особенностями: а) неспособностью выделения не только себя, но и других людей из слитной ситуации, возникающей на основе его инстинктивных потребности; б) «несуществованием» для ребенка объекта переживания, т.е. переживаются состояния, а не объективные содержания. Последнее говорит об такой особенности сознания как «прамы».  К другим новообразованиям можно отнести формирование «автономной речи»: слова имеют функции наименования и указания, но не имеют значащую функцию; значение слова не постоянно; нет отношения общности между отдельными значениями слов. и развитие активное сенсомоторных навыков. Развитие автономной речи является центральным новообразованием кризиса первого года жизни
2.    Раннее детство
(от 1 года до 3 лет)
В этом  возрасте  ребенок  приобретает  некоторую степень самостоятельности: появляются  первые слова, ребенок  начинает  ходить,  развиваются действия с предметами. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен. Социальную ситуацию развития в раннем возрасте можно описать схемой:  "ребенок  ПРЕДМЕТ  взрослый". Эта система отношений содержит в себе противоречие: способ  действия с  предметом, образец  действия принадлежит взрослому,  а  ребенок  в  то же  время должен выполнять  индивидуальное действие. Это противоречие  решается  в новом типе деятельности,  который  рождается в  период раннего возраста. Им является предметная деятельность,  направленная на  усвоение  общественно выработанных  способов действия  с  предметами.
Предметно-орудийная деятельность, с ведущим мотивом овладения действиями с предметом. На этом этапе происходит дальнейшее выделение смыслового компонента предмета и освоение операционально-технической стороны.
Благодаря отделению действия  от предмета,  происходит  сравнение  своего  действия  с   действием  взрослого. Как только  ребенок  увидел себя в другом, он увидел  себя  самого  и появился  феномен "внешнее Я сам" («Ясам» является новообразование кризиса 3х лет). Появляется структурное и системное строение сознания (формирование отношения между отдельными функциями и развитие обобщения как функции всего сознания в целом).
 Личностное новообразование  формирование системы Я (появление и развитие самооценки, самоуважения, самосознания). Появление субъекта деятельности. Все это сопровождается значительным развитием речи, которое характеризуется увеличением словарного запаса, попытками построения предложений с учетом  согласованности слов; началом фонематического анализа; поиском смысловых связей. К 3м годам  освоение грамматического состава речи.

3. Дошкольный возраст
(от 3 до 7 лет)
Ребенок выходит из кризиса 3х лет с желанием действовать автономно и с системой самооценки.  Благодаря развитой речи и способности передвигаться он может чувствовать соразмерность со взрослыми. Но он понимает, что взрослые делают, чтото не на основе умений (как делать), а на смысловой основе (почему делать), т.е. у него  не развита мотивационнопотребностная сфера. Задача ребенка в этом периоде  развитие этих смыслов, путем участия в человеческих отношениях. Поскольку взрослые ограждают его от этого активного участия, ребенок реализует это стремление в играх. В них он моделирует мир взрослых и правила функционирования в нем.
Сюжетноролевая игра (где игра  это своеобразное отношение к действительности,  характеризующееся созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие). К концу этого периода эти игры приобретают «режиссерский» характер). Они позволяют постигнуть систему отношения между людьми и способствуют развитию знаковосимволической функции и речи.    
Новообразования:
1.    произвольность (как возможность приостанавливать аффект для оценки ситуации и прогнозирования);  
2.    появление «внутреннего мира»: научение дифференциации своих состояний и переживаний, как полностью открытых другим людям;
3.    способность к обобщению переживаний (как появление стойкого отношения  т.е. чувств);
4.    в начале этого периода возникает нагляднодейственное мышление, а к его концу оно изменяется на нагляднообразное; появляется также способность к опосредованному запоминанию;
5.    нравственное развитие: переход от принятия культурных и нравственных норм как данность к сознательному их принятию;
6.    к концу периода появляется способность к перцептивному моделированию и социализованная речь. 

      Этот период заканчивается кризисом 7и лет, среди временных новообразований которого  можно назвать появление манерничания и кривляния как гипертрофированного подражания взрослым.
4. Младший школьный возраст
(7 11 лет)

Характеризуется следующими особенностями:
 в систему отношений появляется учитель («чужой взрослый»), который является непререкаемым авторитетом; 
 в этом периоде ребенок впервые сталкивается с системой жестких культурных требований, предъявляемых учителем, вступая в конфликт с которым, ребенок вступает в конфликт с «обществом» (при этом он не может получить эмоциональной поддержки как в семье);
 ребенок становиться объектом оценки, при этом оценивается не продукт его труда, а он  сам;   
 взаимоотношения со сверстниками переходят из сферы личных предпочтений в сферу партнерских; 
 преодолевается реализм мышления, что позволяет видеть закономерности, непредставленные в плане восприятия;
Ведущая деятельность  учебная. Она  поворачивает  ребенка на  самого  себя, требует  рефлексии,  оценки  того,  "чем я  был"  и  "чем  я  стал".
Новообразования:
1. формирование теоретического мышления;
2. рефлексия как осознание  своих  собственных изменений;.
3.    способность к планированию.
          Интеллект опосредует развитие  всех  остальных функций: происходит  интеллектуализация  всех  психических  процессов, их осознание  и  произвольность. Так, память   приобретает   ярко   выраженный познавательный  характер.  Это связано  с тем,  что ребенок, начинает  осознавать  особую  мнемическую   задачу и отделяет эту задачу от всякой  другой. Вовторых, в младшем школьном возрасте  идет  интенсивное  формирование  приемов  запоминания. В области восприятия происходит переход от  непроизвольного  восприятия дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся  определенной задаче. Происходит также  развитие волевых процессов.
5. Подростковый возраст
а) собственно подростковый 
(1114 лет);
б) юношество
(14  18 лет). 
ССР в этом возрасте характеризуется следующими особенностями:
 подросток продолжает находиться в тех же условиях, что и ранее (семья, школа, сверстники), но у него появляются новые ценностные ориентации. Так, стремление к независимости сталкивается в семье с тем, что родители могут относиться к подростку еще как к «ребенку». У него меняется отношение и к школе  она становиться местом активных взаимоотношений;
 в то же время, подросток находится под действием амбивалентно направленных сил: он стремиться оторваться от детства, которое, одновременно, является для него привлекательным (в нем меньше ответственности и т.п.);
  происходит расширение социальных условий бытия: как в пространственном отношении, так и в увеличении диапазона «проб себя», поиска себя;

Общение со сверстниками является ведущей деятельностью в этом  возрасте. Здесь осваиваются нормы  социального поведения, морали и т.п.
Основное новообразование этого возраста  перенесенное внутрь социальное сознание, т.е. есть самосознание (иначе   интериоризированный опыт социальных отношений). Его появление способствует большей регуляции, контролю и управлением поведения, более глубокому пониманию других людей, создает условия дальнейшего личностного развития и др. Среди других новообразований
 чувство взрослости;
 на первый   план  выступают   мотивы,   которые   связаны   с   формирующимся мировоззрением,  с планами будущей  жизни. Они соподчинены на основе ведущих общественно  значимых и ставших  ценными  для  личности  мотивов. Регуляция ими осуществляется  на основе сознательно  поставленной  цели  и  сознательно  принятого намерения;
 нравственные  убеждения и  нравственное мировоззрение. Последнее представляет собой систему убеждений, которая приводит к качественным сдвигам во всей системе  потребностей и  стремлений  подростка;
 самоопределение:  с субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием  себя  в качестве  члена  общества  и  конкретизируется  в  новой общественно  значимой  позиции.


Комментариев нет:

Отправить комментарий