Сводная
таблица по «Возрастной психологии»
Возраст
|
Социальная Ситуация Развития
|
Ведущая Деятельность
|
Новообразования
|
1.Период младенчества
а)
новорожденность (от 1 до 4 недель);
б)
собственно младенчество
(до
1 года)
|
Определяется двумя моментами: а) биологической
беспомощностью младенца, зависимостью удовлетворения его потребностей от
взрослых; б) при этой максимальной зависимости, включенностью всего поведения ребенка в социальное,
он лишен основных средств социального общения
речи. Таким образом, противоречие между максимальной социальной
включенностью младенца и минимальными возможностями общения определяют основу
развития ребенка в этом возрасте.
|
Сенсомоторное развитие, заключающееся в научении
моторными навыками (овладение рукой, умение сидеть и ходить)и появлении
познавательных (функциональных) действий (т.е. познание физической стороны
предмета и имитация действий взрослым с этим предметом).
|
Основное новообразование инстинктивная психическая жизнь, которая
характеризуется двумя особенностями: а) неспособностью выделения не только
себя, но и других людей из слитной ситуации, возникающей на основе его
инстинктивных потребности; б) «несуществованием» для ребенка объекта
переживания, т.е. переживаются состояния, а не объективные содержания.
Последнее говорит об такой особенности сознания как «прамы». К другим новообразованиям можно отнести
формирование «автономной речи»: слова имеют функции наименования и указания, но
не имеют значащую функцию; значение слова не постоянно; нет отношения
общности между отдельными значениями слов. и развитие активное сенсомоторных
навыков. Развитие автономной речи является центральным новообразованием
кризиса первого года жизни
|
2.
Раннее детство
(от
1 года до 3 лет)
|
В этом
возрасте ребенок приобретает
некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает
ходить, развиваются действия с
предметами. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен. Социальную
ситуацию развития в раннем возрасте можно описать схемой: "ребенок ПРЕДМЕТ
взрослый". Эта система отношений содержит в себе противоречие:
способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а
ребенок в то же
время должен выполнять
индивидуальное действие. Это противоречие решается
в новом типе деятельности,
который рождается в период раннего возраста. Им является
предметная деятельность, направленная
на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами.
|
Предметно-орудийная деятельность, с ведущим
мотивом овладения действиями с предметом. На этом этапе происходит дальнейшее
выделение смыслового компонента предмета и освоение
операционально-технической стороны.
|
Благодаря отделению действия от предмета, происходит
сравнение своего действия
с действием взрослого. Как только ребенок
увидел себя в другом, он увидел
себя самого и появился
феномен "внешнее Я сам" («Ясам» является новообразование
кризиса 3х лет). Появляется структурное и системное строение сознания
(формирование отношения между отдельными функциями и развитие обобщения как
функции всего сознания в целом).
Личностное
новообразование формирование системы Я
(появление и развитие самооценки, самоуважения, самосознания). Появление
субъекта деятельности. Все это сопровождается значительным развитием речи,
которое характеризуется увеличением словарного запаса, попытками построения
предложений с учетом согласованности
слов; началом фонематического анализа; поиском смысловых связей. К 3м
годам освоение грамматического состава
речи.
|
3. Дошкольный возраст
(от
3 до 7 лет)
|
Ребенок выходит из кризиса 3х лет с желанием
действовать автономно и с системой самооценки. Благодаря развитой речи и способности
передвигаться он может чувствовать соразмерность со взрослыми. Но он
понимает, что взрослые делают, чтото не на основе умений (как делать), а на
смысловой основе (почему делать), т.е. у него
не развита мотивационнопотребностная сфера. Задача ребенка в этом
периоде развитие этих смыслов, путем
участия в человеческих отношениях. Поскольку взрослые ограждают его от этого
активного участия, ребенок реализует это стремление в играх. В них он
моделирует мир взрослых и правила функционирования в нем.
|
Сюжетноролевая игра (где игра это своеобразное отношение к
действительности, характеризующееся
созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие). К
концу этого периода эти игры приобретают «режиссерский» характер). Они
позволяют постигнуть систему отношения между людьми и способствуют развитию
знаковосимволической функции и речи.
|
Новообразования:
1.
произвольность
(как возможность приостанавливать аффект для оценки ситуации и
прогнозирования);
2.
появление
«внутреннего мира»: научение дифференциации своих состояний и переживаний,
как полностью открытых другим людям;
3.
способность
к обобщению переживаний (как появление стойкого отношения т.е. чувств);
4.
в
начале этого периода возникает нагляднодейственное мышление, а к его концу
оно изменяется на нагляднообразное; появляется также способность к
опосредованному запоминанию;
5.
нравственное
развитие: переход от принятия культурных и нравственных норм как данность к
сознательному их принятию;
6.
к
концу периода появляется способность к перцептивному моделированию и
социализованная речь.
Этот
период заканчивается кризисом 7и лет, среди временных новообразований
которого можно назвать появление манерничания и кривляния как
гипертрофированного подражания взрослым.
|
4. Младший школьный возраст
(7
11 лет)
|
Характеризуется следующими особенностями:
в систему
отношений появляется учитель («чужой взрослый»), который является
непререкаемым авторитетом;
в этом
периоде ребенок впервые сталкивается с системой жестких культурных
требований, предъявляемых учителем, вступая в конфликт с которым, ребенок
вступает в конфликт с «обществом» (при этом он не может получить
эмоциональной поддержки как в семье);
ребенок
становиться объектом оценки, при этом оценивается не продукт его труда, а
он сам;
взаимоотношения со сверстниками переходят из
сферы личных предпочтений в сферу партнерских;
преодолевается реализм мышления, что
позволяет видеть закономерности, непредставленные в плане восприятия;
|
Ведущая деятельность учебная. Она поворачивает ребенка на
самого себя, требует рефлексии,
оценки того, "чем я
был" и "чем
я стал".
|
Новообразования:
1. формирование теоретического мышления;
2. рефлексия как осознание своих
собственных изменений;.
3.
способность
к планированию.
Интеллект опосредует развитие
всех остальных функций:
происходит интеллектуализация всех
психических процессов, их
осознание и произвольность. Так, память приобретает ярко
выраженный познавательный
характер. Это связано с тем,
что ребенок, начинает
осознавать особую мнемическую задачу и отделяет эту задачу от
всякой другой. Вовторых, в младшем
школьном возрасте идет интенсивное
формирование приемов запоминания. В области восприятия
происходит переход от непроизвольного восприятия дошкольника к целенаправленному
произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Происходит также развитие волевых процессов.
|
5. Подростковый возраст
а)
собственно подростковый
(1114
лет);
б)
юношество
(14 18 лет).
|
ССР в этом возрасте характеризуется следующими
особенностями:
подросток
продолжает находиться в тех же условиях, что и ранее (семья, школа,
сверстники), но у него появляются новые ценностные ориентации. Так,
стремление к независимости сталкивается в семье с тем, что родители могут
относиться к подростку еще как к «ребенку». У него меняется отношение и к
школе она становиться местом активных
взаимоотношений;
в то же
время, подросток находится под действием амбивалентно направленных сил: он
стремиться оторваться от детства, которое, одновременно, является для него
привлекательным (в нем меньше ответственности и т.п.);
происходит
расширение социальных условий бытия: как в пространственном отношении, так и
в увеличении диапазона «проб себя», поиска себя;
|
Общение со сверстниками является ведущей
деятельностью в этом возрасте. Здесь
осваиваются нормы социального
поведения, морали и т.п.
|
Основное новообразование этого возраста перенесенное внутрь социальное сознание,
т.е. есть самосознание (иначе
интериоризированный опыт социальных отношений). Его появление
способствует большей регуляции, контролю и управлением поведения, более
глубокому пониманию других людей, создает условия дальнейшего личностного
развития и др. Среди других новообразований
чувство
взрослости;
на
первый план выступают
мотивы, которые связаны
с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Они соподчинены на основе ведущих
общественно значимых и ставших ценными
для личности мотивов. Регуляция ими осуществляется на основе сознательно поставленной цели
и сознательно принятого намерения;
нравственные
убеждения и нравственное
мировоззрение. Последнее представляет собой систему убеждений, которая
приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений
подростка;
самоопределение: с субъективной точки зрения оно
характеризуется осознанием себя в качестве
члена общества и
конкретизируется в новой общественно значимой
позиции.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий