пятница, 18 апреля 2014 г.

По каким критериям ставиться речевой диагноз?На что смотрят логопеды при первой диагностике? на

Всем привет! Сегодня хочу поговорить с Вами о 1 диагностике .Мне часто задают один и тот же вопрос при записи на диагностику. И он звучит приблизительно так: - "А что Вы будете смотреть? "
Я не буду распыляться и приведу пример речевой карты . Такие карты заполняю все логопеды, они могут немного отличаться, суть их приблизительно одинакова. Конечно, при условии что они грамотно составлены. Я работаю с детьми разных возрастов и пользуюсь несколькими видами карт. Ведь требования к речи детей разного возраста- разные, соответственно и задания им предлагаются разные. По этому еще раз хочу подчеркнуть - данная карта это всего лишь пример. У Вашего логопеда может быть другая. Но на ее примере можно понять специфику заданий на первичной диагностике.  Специалист предлагает ребенку различные задания, задает вопросы, играет с ним, а затем  записывает ответы ребенка, родителей и свои наблюдения. В конце делается логопедическое заключение и специалист дает рекомендации. На психолого-медико-педагогической комиссии заключение пишется на отдельном бланке и 1 вариант выдают Вам на руки.


Речевая карта(для детей 4-5 лет)
1. Общие сведения.
Фамилия  Имя ___________________________________________________________________
Дата рождения __________________________________________________________________ 
Домашний адрес _________________________________________________________________
2. Анамнез: ______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Раннее физическое  развитие
Начал держать голову __________   сидеть _________   стоять ________    ходить __________
Перенесенные заболевания до 1  года _________________    после  1 года _________________
Ушибы, травмы головы  ___________________________________________________________
4. Раннее речевое развитие
Гуление  ________       лепет ________      первые слова  ________    фразовая речь__________
Прерывалось ли речевое развитие __________________________________________________
5. Обследование специалистов
Невропатолог____________________________________________________________________
Окулист ________________________________________________________________________
Лор ____________________________________________________________________________
Стоматолог _____________________________________________________________________
6. Состояние периферического речевого аппарата
Дыхательный отдел ______________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
Состояние голоса (темп, ритм) _____________________________________________________ ________________________________________________________________________________
Строение артикуляционного аппарата (какие есть отклонения)_____________________________________________________________________
Подвижность органов артикуляционного аппарата
Губы  __________________________________________________________________________
Язык  __________________________________________________________________________
Нёбо  __________________________________________________________________________
Строение подъязычной уздечки ____________________________________________________
Соливация ______________________________________________________________________
7. Разговорно – описательная беседа:
Как тебя зовут? ___________________________       Сколько тебе лет? ___________________
Где ты живёшь?  _________________________  Как зовут маму, папу? ___________________.
С кем ты дружишь в детском саду?__________________________________________________
Вывод __________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
8. Моторная сфера.
Состояние общей моторики________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
Состояние мелкой моторики _______________________________________________________ ________________________________________________________________________________
Ведущая рука ___________________________________________________________________
Навыки самообслуживание ________________________________________________________
9. Психические процессы
1) внимание _____________________________________________________________________
2) память _______________________________________________________________________
3)зрительное восприятие __________________________________________________________
4)пространственные представления :
Справа         слева         впереди        сзади            вверху              внизу            в центре
5)временные преставления ________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
6)мышление _____________________________________________________________________
7)математические представления:
 счет прямой          __________            обратный    ___________
 геометрические формы __________________________________________________________
10. Фонематический слух и фонематическое восприятие.
Повторение слоговых рядов
да – та – та                                               ка – га – га
ба – па – ба                                              вы – ви –вы
Различение слов со сходным звуковым составом:
Кот – ток                                 коза - коса
Том – дом                               рак - лак
Суп – зуп                               мышка – мишка
Определение звука в ряду других звуков  
________________________________________________________________________________
Отбор картинок, в названии которых слышится заданный звук
________________________________________________________________________________
Выделение ударного гласного в начале слова
________________________________________________________________________________
Придумывание слов с заданным звуком
________________________________________________________________________________
Вывод ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Звукопроизношение.

Звуки
Воспроизведение звука



Изолировано .
В слогах
 В словах
В предл.
 В речи


Свистящие







шипящие







Звуки [л]- [л]







Звуки [р]- [р]







Звук [ц]







Звук [ч]







Другие звуки





Вывод ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Слоговая структура слова:
Ноты                бант                  альбом             улитка                аквариум
Гном                петух               фонтан              девочка              гусеница
Малина            диван             бегемот              охотник             сковорода
Повторение предложений:
На плите стоят кастрюля и сковорода _______________________________________________
Милиционер стоит у светофора ____________________________________________________
12. Лексическая сторона речи
1) Понимание обращенной речи ________________________________________________________________________________
2) объяснение значения слов:
 холодильник               
 пылесос
3) Знание названий предмета и его частей:
Стул (ножки, сиденье, спинка)  ____________________________________________________
Чайник (крышка, ручка, носик, донышко) ____________________________________________
в) уровень обобщений:
Свитер, платье, шорты, юбка          _________________             обувь:_____________________
Помидор, репа, морковь, капуста   _________________             посуда ____________________
Яблоко, персик, груша, лимон   ___________________              мебель ____________________
Кошка, собака, корова, лошадь     __________________             птицы ____________________
г) знание названий животных и их детенышей
кошка                           собака                              тигр                               лиса
заяц                              корова                              лошадь                          коза
белка                            овца                                 медведь                         волк
2.  Словарь признаков:
а)   подбор прилагательных к существительным:
лимон какой? _______________     платье какое? _____________   лиса какая? ___________ __
б)   подбор антонимов                                                                      
широкий   _______________          длинный  _________________   высокий________________
веселый  _________________        светлый _______________ больной ____________________
прямой __________________         сухой    _______________       холодный_________________
в)   образование прилагательных от имен существительных
Ручка из пластмассы __________________          сумка из кожи __________________________
Матрешка из дерева      ____________________ стакан из стекла _________________________
г)   образование   притяжательных   прилагательных
Чей хвост?     ___________________      Чей дом?_____________ Чьё ухо? _________________
3.  Глагольный словарь:  
а) что делают?
повар _____________        учительница   _________________   врач ______________________
строитель _________________   птица __________________заяц _________________________
б) Кто как голос подает?
Кошка ______собака_______ гусь ________утка _________петух _________корова  ________
Вывод ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13.   Обследование грамматического строя речи:
а) образование множественного числа существительных
мост     ________________        дом      _________________      книга   _____________________
стул      _________________      пчела   _________________     яблоко _____________________
ведро  __________________       ухо    _________________       карандаш   _________________
б)   образование уменьшительно-ласкательной формы:
дом     _________________           елка _________________             Женя ___________________
 стул  _____________   гриб. ___________________    Костя _____________________________
в)   согласование прилагательных с существительными во мн.числе
синий шар________________________         красный флажок    __________________________
синяя машина _____________________  красное солнышко____________________________
синее платье_____________________     красная звезда ________________________________
д)   согласование числительных с существ.:       
1 мяч                                              1 елка                                                     1 яблоко
2                                                      2                                                             2
3                                                     3                                                              3
4                                                     4                                                              4
5                                                    5                                                              5
Е) употребление существ. в родит падеже:
Чего много в детском саду? ________________________________________________________
Кого много в лесу? _______________________________________________________________
Д) образование относительных прилагательных:
Каша из риса( пшена, гречи) _______________________________________________________
Компот из вишни ( яблок, слив) ____________________________________________________
Вывод _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Фразовая речь ________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
15. Связная речь:
а)   составление рассказа по картинке ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б)   составление рассказа по серии картин ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) пересказ 

Вывод __________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение
 ________________________________________________________________________________
Рекомендации ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата                                                                             Логопед

Комментариев нет:

Отправить комментарий