понедельник, 16 июня 2014 г.

Что такое иппотперапия?




ИППОТЕРАПИЯ ДЛЯ  ДЕТЕЙ  С ОСОБЕННОСТЯМИ  ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Иппотерапия – это оздоровительная реабилитационная и лечебная верховая езда- универсальная коррекционная методика для детей с различными особенностями психофизического развития.


Существует два направления лечебно-реабилитационного воздействие иппотерапии: физическая реабилитация, когда специально подобранные комплексы упражнений тренируют определенные мышцы, и психологическая реабилитация, т.е. коррекция психоэмоциональной сферы.
Иппотерапия развивает физическую активность ребенка, способствует восстановлению нарушенных функций, улучшает или восстанавливает утраченные навыки, помогает формировать новые навыки. По своей сути лечебная верховая езда - это особая форма лечебной физкультуры, в качестве спортивного снаряда в которой выступает лошадь, живое существо. При верховой езде как нигде более обеспечивается одновременное включение в работу практически всех групп мышц тела больного ребенка. Происходит это рефлекторно, поскольку двигаясь вместе с лошадью и на лошади, всадник  вынужден стараться сохранить равновесие, чтобы не упасть. Кроме того, ребенок испытывает огромное желание сесть на лошадь, почувствовать себя всадником, преодолеть страх, обрести уверенность в своих силах, проявить волю и решительность.
 Использование метода иппотерапии в реабилитации детей с различными нарушениями умственного развития уменьшает чувство тревоги, способствует достижению самостоятельности. Лошадь требует постоянного к себе внимания, и за счет этого возрастают способности человека адаптироваться к реальности.
Есть дети, поведение которых в школе, семье отклоняется от общепринятых норм - неуправляемые дети. Вне зависимости от состояния интеллекта они чувствуют себя неудачниками, готовы к проигрышу. Такой ребенок ощущает глубокое уныние, упадок духа, у него бывают приступы дурного настроения. Девиантное поведение может быть попыткой привлечь к себе внимание, доказать себе и окружающим собственную значимость, или, напротив, отомстить за свои неудачи. Работа в конюшне, содержание в порядке снаряжения, участие в общем труде дает ребенку с нарушением поведения возможность приобщиться к жизни команды и получить удовлетворение от хорошо выполненной работы.
Для детей с задержкой психического развития, интеллектуальное развитие которых снижено и не соответствует возрасту, верховая езда - это шанс обрести веру в себя. И, несмотря на то, что часто эти дети неуклюжи, понимание сложных инструкций у них нарушено и отсутствует чувство опасности, они могут и хотят ездить на лошади, постепенно приближаясь в этом виде спорта к уровню нормального ребенка.
Умственно отсталые дети и подростки испытывают наибольшие затруднения в понимании причинно-следственных отношений, их мышление конкретно, им крайне сложно перенести усвоенный опыт решения задачи в новые условия, они плохо понимают речь окружающих. Конечно, в обычной жизни их не привлекают к участию в спортивных играх, состязаниях; вся их жизнь сопровождается тяжелым ощущением неполноценности. Верховая езда в какой-то мере компенсирует эту ситуацию, дает им возможность добиваться успехов, подружиться с доброй, отзывчивой на ласку лошадью, причем речевое общение для этой дружбы не нужно. Социальные аспекты верховой езды представляют огромные возможности для воспитания и закрепления хороших манер, учат слушаться инструктора, употреблять для общения речь, побеждать и проигрывать.
Дети, страдающие аутизмом, живут в своем мире, отгороженном от всего внешнего, и не умеют полноценно общаться с окружающим миром. Часто эти дети страдают умственной отсталостью. Для них привычны необоснованные страхи и затруднительно использование речи в общении. Зато такие дети охотно подражают, занимаются физической культурой, если не требуется использование речи. Активная деятельность и многократное повторение движений поможет таким детям избавиться от страхов, отучиться от неосмысленных движений. Многим аутичным детям необходимы любимые занятия для развития способностей и формирования интеллекта. Верховая езда - отличная возможность для этого.
Верховая езда поможет ребенку при заболевании атаксией (тяжелое нарушение координации движений), которая проявляется в неустойчивой походке, треморе рук и может сопутствовать детскому церебральному параличу, рассеянному склерозу. Поскольку такое заболевание развивает чувство неуверенности, незащищенности, постоянный страх упасть, ребенка будут учить преодолевать страх, медленно воспитывая веру в себя.
ДЦП - тяжелое заболевание центральной нервной системы, при котором ребенку трудно управлять руками и ногами, нередко это дети со сниженным интеллектом. Но и для детей с нормальным интеллектом общение связано с огромными трудностями. Даже самые простые движения для ребенка с ДЦП - это тяжелая работа, приобретение какого-либо навыка - это огромная победа над собой. Постоянно тренируя непослушные мышцы, удерживая конечности в определенных положениях, всадник, страдающий ДЦП, может справиться со многими бесполезными непроизвольными движениями. Если всадник с помощью инструктора сядет в седло наиболее удобным для себя образом, ему будет легче управлять мышцами головы и спины, и с течением времени они станут сильнее. Ребенку с ДЦП бывает трудно держать гладкие поводья, поэтому применяются поводья с поперечинами или узлами (узелковые поводья). А специальные стремена позволят ногам не соскальзывать.
Несмотря на всеобщую иммунизацию, полиомиелит все еще встречается в мире. Осложнения, как правило, проявляются либо в виде полной неподвижности, либо в парализации конечностей. Парализованные конечности полностью безжизненны, и никакие упражнения не могут возродить мышцам утраченную силу. Верховая езда приносит детям с этим недугом большую пользу. В ходе занятий не только укрепляются здоровые мышцы, но и задействуются пораженные неподвижные мышцы. Улучшается кровообращение, вследствие чего оздоравливается костная система и кожа.
Верховая езда возможна даже для детей с нарушением зрения и слуха или их потерей. Только способы обучения у таких детей разные: для глухих детей эффективно использование метода подражания, для слепых - четкие инструкции и многократное повторение. Слепым детям также необходимо, чтобы инструктор рассказывал и описывал то, что он видит вокруг. Детям с нарушениями слуха и зрения трудно дается самостоятельная деятельность, они часто чувствуют себя неуспешными. Верховая езда дает таким детям то, чего они часто лишены: эмоциональную приподнятость, радостное волнение при достижении цели.
С помощью квалифицированных инструкторов и специальных приспособлений верховая езда возможна при мышечной дистрофии, при параличе ног и даже при отсутствии конечностей. Таких детей верховая езда особенно радует, так как они обретают недоступную обычно свободу движения. У каждого такого ребенка свои проблемы, поэтому необходима предварительная консультация с физиотерапевтом, который посоветует, как с ними справляться. Если инструктор-иппотерапевт последует этим рекомендациям, всадник будет чувствовать себя уверенно, у него окрепнет вера в свои физические возможности.
Животные, которые участвуют в иппотерапии, не боятся шума, криков, резких движений, они абсолютно здоровы, спокойны, благодушны и никогда не причинят вреда всаднику.
Если у Вас есть опыт реабилитации с помощью иппотерапии, поделитесь им в комментариях, он может быть кому-то полезным.

Комментариев нет:

Отправить комментарий