ИППОТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ
ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Иппотерапия – это оздоровительная реабилитационная и
лечебная верховая езда- универсальная коррекционная методика для детей с
различными особенностями психофизического развития.
Существует два направления
лечебно-реабилитационного воздействие иппотерапии: физическая реабилитация,
когда специально подобранные комплексы упражнений тренируют определенные мышцы,
и психологическая реабилитация, т.е. коррекция психоэмоциональной сферы.
Иппотерапия развивает физическую
активность ребенка, способствует восстановлению нарушенных функций, улучшает
или восстанавливает утраченные навыки, помогает формировать новые навыки. По
своей сути лечебная верховая езда - это особая форма лечебной физкультуры, в
качестве спортивного снаряда в которой выступает лошадь, живое существо. При
верховой езде как нигде более обеспечивается одновременное включение в работу
практически всех групп мышц тела больного ребенка. Происходит это рефлекторно,
поскольку двигаясь вместе с лошадью и на лошади, всадник вынужден
стараться сохранить равновесие, чтобы не упасть. Кроме того, ребенок испытывает
огромное желание сесть на лошадь, почувствовать себя всадником, преодолеть
страх, обрести уверенность в своих силах, проявить волю и решительность.
Использование метода
иппотерапии в реабилитации детей с различными нарушениями умственного развития
уменьшает чувство тревоги, способствует достижению самостоятельности. Лошадь
требует постоянного к себе внимания, и за счет этого возрастают способности
человека адаптироваться к реальности.
Есть дети, поведение которых в
школе, семье отклоняется от общепринятых норм - неуправляемые дети. Вне
зависимости от состояния интеллекта они чувствуют себя неудачниками, готовы к
проигрышу. Такой ребенок ощущает глубокое уныние, упадок духа, у него бывают
приступы дурного настроения. Девиантное поведение может быть попыткой привлечь
к себе внимание, доказать себе и окружающим собственную значимость, или,
напротив, отомстить за свои неудачи. Работа в конюшне, содержание в порядке
снаряжения, участие в общем труде дает ребенку с нарушением поведения
возможность приобщиться к жизни команды и получить удовлетворение от хорошо
выполненной работы.
Для детей с задержкой
психического развития, интеллектуальное развитие которых снижено и не
соответствует возрасту, верховая езда - это шанс обрести веру в себя. И,
несмотря на то, что часто эти дети неуклюжи, понимание сложных инструкций у них
нарушено и отсутствует чувство опасности, они могут и хотят ездить на лошади,
постепенно приближаясь в этом виде спорта к уровню нормального ребенка.
Умственно отсталые дети и подростки испытывают наибольшие затруднения в
понимании причинно-следственных отношений, их мышление конкретно, им крайне
сложно перенести усвоенный опыт решения задачи в новые условия, они плохо
понимают речь окружающих. Конечно, в обычной жизни их не привлекают к участию в
спортивных играх, состязаниях; вся их жизнь сопровождается тяжелым ощущением
неполноценности. Верховая езда в какой-то мере компенсирует эту ситуацию, дает
им возможность добиваться успехов, подружиться с доброй, отзывчивой на ласку
лошадью, причем речевое общение для этой дружбы не нужно. Социальные аспекты
верховой езды представляют огромные возможности для воспитания и закрепления
хороших манер, учат слушаться инструктора, употреблять для общения речь,
побеждать и проигрывать.
Дети, страдающие аутизмом,
живут в своем мире, отгороженном от всего внешнего, и не умеют полноценно
общаться с окружающим миром. Часто эти дети страдают умственной отсталостью.
Для них привычны необоснованные страхи и затруднительно использование речи в
общении. Зато такие дети охотно подражают, занимаются физической культурой,
если не требуется использование речи. Активная деятельность и многократное повторение
движений поможет таким детям избавиться от страхов, отучиться от неосмысленных
движений. Многим аутичным детям необходимы любимые занятия для развития
способностей и формирования интеллекта. Верховая езда - отличная возможность
для этого.
Верховая езда поможет ребенку
при заболевании атаксией (тяжелое нарушение координации движений),
которая проявляется в неустойчивой походке, треморе рук и может сопутствовать
детскому церебральному параличу, рассеянному склерозу. Поскольку такое
заболевание развивает чувство неуверенности, незащищенности, постоянный страх
упасть, ребенка будут учить преодолевать страх, медленно воспитывая веру в
себя.
ДЦП - тяжелое заболевание центральной нервной системы, при
котором ребенку трудно управлять руками и ногами, нередко это дети со сниженным
интеллектом. Но и для детей с нормальным интеллектом общение связано с
огромными трудностями. Даже самые простые движения для ребенка с ДЦП - это
тяжелая работа, приобретение какого-либо навыка - это огромная победа над
собой. Постоянно тренируя непослушные мышцы, удерживая конечности в
определенных положениях, всадник, страдающий ДЦП, может справиться со многими
бесполезными непроизвольными движениями. Если всадник с помощью инструктора
сядет в седло наиболее удобным для себя образом, ему будет легче управлять
мышцами головы и спины, и с течением времени они станут сильнее. Ребенку с ДЦП
бывает трудно держать гладкие поводья, поэтому применяются поводья с
поперечинами или узлами (узелковые поводья). А специальные стремена позволят ногам
не соскальзывать.
Несмотря на всеобщую
иммунизацию, полиомиелит все еще встречается в мире. Осложнения, как
правило, проявляются либо в виде полной неподвижности, либо в парализации
конечностей. Парализованные конечности полностью безжизненны, и никакие
упражнения не могут возродить мышцам утраченную силу. Верховая езда приносит
детям с этим недугом большую пользу. В ходе занятий не только укрепляются
здоровые мышцы, но и задействуются пораженные неподвижные мышцы. Улучшается
кровообращение, вследствие чего оздоравливается костная система и кожа.
Верховая езда возможна даже для
детей с нарушением зрения и слуха или их потерей. Только способы
обучения у таких детей разные: для глухих детей эффективно использование метода
подражания, для слепых - четкие инструкции и многократное повторение. Слепым
детям также необходимо, чтобы инструктор рассказывал и описывал то, что он
видит вокруг. Детям с нарушениями слуха и зрения трудно дается самостоятельная
деятельность, они часто чувствуют себя неуспешными. Верховая езда дает таким
детям то, чего они часто лишены: эмоциональную приподнятость, радостное
волнение при достижении цели.
С помощью квалифицированных инструкторов и специальных
приспособлений верховая езда возможна при мышечной дистрофии, при параличе ног
и даже при отсутствии конечностей. Таких детей верховая езда особенно радует,
так как они обретают недоступную обычно свободу движения. У каждого такого
ребенка свои проблемы, поэтому необходима предварительная консультация с
физиотерапевтом, который посоветует, как с ними справляться. Если
инструктор-иппотерапевт последует этим рекомендациям, всадник будет чувствовать
себя уверенно, у него окрепнет вера в свои физические возможности.
Животные, которые участвуют в
иппотерапии, не боятся шума, криков, резких движений, они абсолютно здоровы,
спокойны, благодушны и никогда не причинят вреда всаднику.
Если у Вас есть опыт реабилитации с помощью иппотерапии, поделитесь им в комментариях, он может быть кому-то полезным.
Комментариев нет:
Отправить комментарий