Упражнение 1. С помощью сюрпризного
момента (из «чудесного мешочка», коробочки, из-за ширмы) ребенку предъявляется
знакомая или любимая игрушка (например, мишка). Взрослые совершают игровые
действия с мишкой, сопровождая словами: «В гости к нам пришел мишка. Он здоровается
с тобой: «У-у-у!» Поздоровайся с мишкой» (взрослый побуждает ребенка к
произвольному и сопряженному произнесению звукоподражания).
Если малыш охотно включается в игру,
можно предложить ее усложнение - игру «Кто позвал?» (вместе с мишкой в гости к
малышу пришел волк-волчок («У-у-у»); игрушки располагаются по правую и левую
стороны от ребенка и по очереди «зовут» малыша, он поворачивается к той
игрушке, которая его «позвала»).
Варианты: аналогичные игры проводятся с
самолетиком («у-у-у») и паровозиком («у-у-у»).
Упражнение 2. Игра «В гости пришла
кукла».
С помощью сюрпризного момента
предъявляется знакомая кукла. Она хочет спать, нужно ее покачать, сопровождая
действия звукоподражанием: «а-а-а». Взрослый показывает игровые действия,
сопровождая их словами: «Кукла Оля хочет спать, куклу надо покачать», и
побуждает малыша сделать то же самое.
Упражнение 3. Игра «Айболит». Взрослый
создает игровую ситуацию - к Айболиту приходят знакомые ребенку игрушки: зайка,
неваляшка, крокодил.
• У
зайки болят зубы. Зайка плачет: «А-а-а!»
• Как
плачет зайка?
• У
крокодила болят зубы. Крокодил плачет: «А-а-а!» и т.п.
Малыш произносит вместе во взрослым,
повторяет за ним, потом произносит самостоятельно звукоподражание «а-а-а!».
Упражнение 4. Используя сюрпризный
момент (из-за ширмы, из «чудесного» мешочка, из кукольного домика, одновременно
со звуковым сигналом - звуком колокольчика или барабана), взрослый показывает
игрушку - пупсика, называя ее: «Это малыш. Малыш плачет: «Уа-уа!»; побуждает ребенка
к произнесению звукоподражания и игровым действиям с игрушкой (покачать,
покормить из соски). Если ребенок испытывает двигательные затруднения, можно
использовать совмещенные игровые движения (взрослый производит движение руками
ребенка).
Усложнение игры: «Кто позвал?», «У нас
в гостях» с использованием игрушек из предыдущих занятий.
Упражнение 5. Ребенок узнает предметы,
изображенные на цветных картинках (самолет, кукла, паровозик, волк), используя
звукоподражание, называет их («у-у», «а-а», «ау-ау»). Затем последовательно (по
одной) предъявляются контурные изображения тех же предметов. Малыш соотносит
цветное и контурное изображения, накладывая парные картинки, друг на друга.
Вопросы: «Кто плачет? Как?» (вызов звукоподражания).
Игра «Что пропало?»: взрослый убирает
одну из картинок и просит назвать ее, используя звукоподражание.
Вопросы:
• Кто
ушел? (кукла: «Уа-уа!»)
• Что улетело? (самолет: «У-у-у!»)
• Кто убежал?(волк: «У-у-у»)
Упражнение 6. Игра «Положим спать»
(проводится с игрушками):
• На звук «а» укладываем спать куклу:
Кукла-куколка, бай-бай,
Спи спокойно, засыпай:
«А-а, а-а, а-а».
• На звук «у» укладываем бычка:
На кроватке спит бычок,
Он улегся на бочок:
У-у, у-у, у-у».
• На звук «и» укладываем мышку:
Захотела мышка спать
И полезла под кровать:
«И-и, и-и, и-и».
Упражнение 7. Различение звуков «му» и
мяу». Взрослый показывает картинку, называет слово («кошка») и дает образец
звукоподражания («мяу»).
• Покажи,
где кошка (корова). Как говорит кошка, корова ?
• (Можно использовать сопряженное
проговаривание звукоподражаний «мяу», «му»);
• Кто
кричит: «Му» («Мяу») ?
• Спрячь кошку (корову) (побуждать
ребенка закрывать ладошкой картинку с указанным изображением).
• Видишь корову (кошку)?
(Взрослый побуждает малыша к
произнесению слов «да», «нет»).
• Кто
спрятался? (Одна из картинок закрыта листом бумаги.)
• Кто
позвал? (Взрослый дает образец звукоподражания и просит ребенка выбрать
соответствующую картинку).
(Побуждать к произвольному или
отраженному звукоподражанию).
Включать отработанные звукоподражания в
стихотворные тексты:
Му-му!
Молока кому?
Мяу-мяу! - кто пищит?
У меня живот болит.
Упражнение 8. Звукоподражания «ту-ту»,
«тук-тук», «тик-так».
Взрослый последовательно показывает
ребенку картинки, называет их, дает образец звукоподражания.
• Спрячь
поезд (молоток, часы)
• Что
спрятала? (Одна картинка закрыта листом бумаги)
• Что
услышал? (Взрослый дает образец звукоподражания, ребенок показывает
соответствующую картинку).
• На
чем поедем кататься? Покажи. Как гудит поезд?
• Чем гвозди забиваем? Покажи, как стучит молоток?
• Что тикает? Как?
Включать звукоподражания в стихотворные
тексты:
Вот поезд наш едет, колеса стучат:
Ту-ту, ту-ту, ту-ту!
А в поезде этом ребята сидят.
Ту-ту, ту-ту, ту-ту!
Строим, строим новый дом,
Тук-тук молотком.
Наши часики стучат:
Тик-так, тик-так.
Отработанные звукоподражания включают в
стихотворные тексты.
Считать кукушка научилась.
На том ученье прекратилось.
Ку-ку, ку-ку.
Куры крыльями махали:
Ко-ко, ко-ко!
Куры ключами стучали:
Ко-ко, ко-ко!
Гуси, гуси, га-га-га!
Есть хотите? Да-да-да!
Прилетели гули, гули-голубочки:
Гуля-гуля-гуля.
На головку сели моей дочке:
Гуля-гуля-гуля.
Гоп-гоп! Конь живой
И с хвостом и с гривой...
Он качает головой,
Вот какой красивый!
Гоп-гоп-гоп!
Ду-ду-ду-ду! Потерял Ваня дуду.
А я дудочку нашла,
И Ванюше отдала:
Ду-ду-ду-ду!
Маленькие мышки,
Серенькие шубки,
Длинные хвосты,
Пищат: «пи-пи-пи!»
Пистолет пугает мух.
Говорит он громко: «ПУХ!»
Мой веселый, звонкий мяч.
Ты куда пустился вскачь?
Оп-оп-оп-оп!
Миша, Мишенька, бай-бай!
Спи скорее, засыпай!
Мальчик плачет и кричит:
«Ручка у меня болит!»
Бо-бо-бо-бо!
«Би-би-би, - гудит машина, -
Не поеду без бензина!»
С барабаном мы идем,
Громко песенку поем!
Бом-бом, бом-бом!
Говорит собака: «АМ!
Кошке мясо не отдам:
«Ам-ам-ам!»
Наш малыш кричит с утра:
«УА-УА-УА-УА!»
Заблудились мы в лесу,
Закричали все:
«АУ-АУ!»
Сводная таблица звукоподражаний
Звук
|
Звукоподражания
голосам животных
|
Звукоподражания
бытовым, транспортным и музыкальным шумам
|
Эмоциональные
восклицания
|
Слова
|
М
|
МУ -
корова
|
|
АМ -
ребенок ест
|
Мама,
Маша, мой, Мила, мыло
|
П
|
ПИ -
цыплята, мышка, птичка
ПУХ-
ружье,
хлопушка
|
|
ОП,
ПРЫГ- мячик прыгает
|
Папа,
Поля,
Паша,
пила
|
Б
|
БЕ -
овечка
|
БОМ
- барабан
БИ-БИ
- гудит машина
БУЛЬ
- чайник
|
БАЙ
- пора спать
БО-БО
- у ребенка болит ушко, ручка
БУХ
- упал
|
Баба
|
Д
|
|
ДУ-ДУ
- дудочка
ДИНЬ
- колокольчик, лодка в стакане
|
ДА -
выражение согласия
|
Дай,
деда, домик (дом)
|
Т
|
|
ТУ -
поезд, пароход
ТУК
- молоток
ТЮК
- топор
ТИК-ТАК
- часы
|
ТОП
- малыш топает
|
Тата,
Толя,
Тома,
тетя
|
Н
|
НО -
лошадка
|
|
НА
|
Ната
|
К
|
КУ -
кукушка
КО -
курочка
КАР
- ворона
КРЯ
- уточка
|
|
|
Катя,
Котя,
киса
(котик),
Коля
|
Звук
|
Звукоподражания
голосам животных
|
Звукоподражания
бытовым, транспортным и музыкальным шумам
|
Эмоциональные
восклицания
|
Слова
|
Г
|
ГА-ГА
- гусь
ГУЛЯ
- позови голубя
ИГО-ГО
- лошадь
|
|
ГОП
- едем на лошадке
|
Галя
|
X
|
УХ -
сова
|
|
ГОП
- едем на лошадке
АХ -
упал
ОХ -
болит
УХ -
прыгают
|
|
Л
|
|
ЛЯ-ЛЯ
- песня
|
|
Ляля,
Оля, Лёля
|
Использование языковых моделей для формирования речевых навыков
На первом этапе основное внимание
сосредотачивается на отработке основной глагольной модели предложения:
а) подлежащее + сказуемое,
с использованием лепетных слов (звукоподражаний)
Ав-ав бай. (Собака спит.)
Пи-пи ам. (Мышка кушает)
Би-би ту-ту. (Машина поехала.)
Киса, на. (Кошка, возьми.)
б) + сказуемое + подлежащее,
выраженное глаголом
Дай ам. (Дай кушать.)
Ди буа. (Иди гулять.)
На втором этапе расширяем структуру
модели предложения за счет введения определения:
(определение) + существительное + сказуемое
О-о-о ав-ав бай. (Большая собака спит.)
И-и-и пи-пи ам. (Маленькая мышка кушает.)
Примечание.
1. Составляются и отрабатываются
предложения в игровой форме, с использованием игрушек и картинок.
2. На втором этапе некоторые слова
могут временно заменяться движением рук (показом). Например, большой и маленький.
Комментариев нет:
Отправить комментарий