Научить правильной речи и преодолеть ее недостатки лучше всего в дошкольном возрасте. Этому способствуют следующие особенности дошкольника.
1. Высокая пластичность мозга, т.е. способность быстро и легко переключаться на новые замыкания и так же преодолевать последствия нарушений их. Этим объясняется и повышенная подражательность у детей речи взрослых и легко протекающая переделка звуков речи. В гибкости детского мозга заложены основы преодоления несовершенств речи ребенка путем педагогического воздействия (упражнения, повторения; однако при этом необходимо учитывать быструю утомляемость маленьких детей).
2. Способность все превращать в игру. Дети охотно играют в разные игры с применением речи и тем самым достигают более быстрых успехов в ней.
3. Любовь детей к звукам речи и стремление овладеть ими. Дети играют звуками, механически многократно повторяют их. Они рано осознают фонетические нормы и стараются овладеть ими (А.Н. Гвоздев).
Дети любят занятия над улучшением своей речи, особенно над чистотой произношения, проявляют большой интерес и настойчивость, следят друг за другом, подсказывают друг другу звуки или требуемые положения языка, губ. Они охотно играют в звуки, подмечают различия между ними, заучивают слова, потешки, стишки. Овладев правильным произношением того или иного звука, дети радуются, гордятся победой, демонстрируют новый звук перед окружающими и ждут одобрения. Они перестают стесняться, становятся более общительными.
Коля Р., 5 лет, усвоив звук ш, отмечал (часто невпопад) недочеты этого звука у своих товарищей и пытался учить их.
Другой
мальчик, овладев при помощи воспитателя и отца звуком р, встретил отца
криком: «Папа, я умею говорить р!» и тут же продемонстрировал это.
Мальчик в течение нескольких дней находился в радостном настроении и
всем показывал свое достижение.
После
занятия в средней группе заведующая детским садом, открывая дверь в
умывальную, увидела следующую картину. Лена, которую воспитательница на
занятии похвалила за хорошее произношение шипящих звуков,
демонстрировала произношение их, и четверо девочек старательно подражали
ей.
Усвоив
звук к, Коля Чубуков (до этого выговаривал «Толя Чубутов») при встрече в
детском саду с родителями заявил при всех: «Меня зовут Коля Чубуков», —
и по своей инициативе продекламировал стишок: «Я нашел себе жука».
Заметив в лице воспитательницы одобрение, он кинулся к матери и повис у
нее на шее.
4.
Непрочность ошибочных речевых навыков. Временные связи в коре больших
полушарий не упрочились и легко поэтому затормаживаются.
Итак, у детей трех-, четырехлетнего возраста относительное развитие мозга в целом, слуха и речедвигательного аппарата, в частности, позволяет им овладеть правильным произношением к концу пребывания в детском саду. Гибкость же режима детского сада дает возможность уделять этому достаточно времени.
Итак, у детей трех-, четырехлетнего возраста относительное развитие мозга в целом, слуха и речедвигательного аппарата, в частности, позволяет им овладеть правильным произношением к концу пребывания в детском саду. Гибкость же режима детского сада дает возможность уделять этому достаточно времени.
Комментариев нет:
Отправить комментарий