Особенности
коррекционно-развивающей работы с леворукими детьми
Генетически
и исторически сложилось отношение общества, людей к леворукости как к аномалии,
к нарушению, а не как к индивидуальному варианту нормы.
Большая
часть человечества – праворукие – до 88%
леворукие – 5-12 %
И
леворукие, и праворукие – не однородные группы. По признаку ведущей руки все
человечество можно разделить на 5 групп:
¨
сильно праворукие (во всех действиях ведущая правая рука)
¨
сильно леворукие (во всех действиях ведущая левая рука)
¨
не выраженно леворукие (отдают предпочтение левой руке)
¨
не выраженно праворукие (отдают предпочтение правой руке)
¨
амбидекстры ((одинаково хорошо владеют обеими руками)
В
литературе отмечается увеличение количества леворуких людей:
В
1928 г среди взрослых: леворуких мужчин – 4,7 %
леворуких женщин – 3,3 %
в
1973
г.
леворуких мужчин – 10,4 %
леворуких женщин
– 8,8 %
Леворуких
детей больше, чем взрослых, но по мере взросления их становится меньше. Причина
– агрессивность праворукой среды заставляет леворуких приспосабливаться,
переучиваться:
¨
отсутствие специальных инструментов для леворуких (ножи, ножницы, музыкальные
инструменты)
¨
механизмы на производстве сконструированы с учетом потребностей правшей
За
рубежом – существует специальный комплекс мероприятий для создания
благоприятной среды развития и жизни леворуких людей:
-
магазины для левшей
-
мебель
-
бытовая техника
Негативное
отношение к леворуким имеет давнюю историю. Например, в
Библии картина страшного суда: справа – овцы (праведники), слева – козлы
(грешники). Но с другой стороны в Библии есть упоминание об отряде из 700
человек из войска Вениамина, которые отличались ловкостью, меткостью,
храбростью и были леворукими. Это интересные данные. Известно, что войско состояло
из 26 700 чел. Значит, процент леворуких составлял 2,4 %.
По
мнению некоторых ученых отношение к леворукости вытекало из представления о
левой руке, как о «нечистой». Правой рукой здоровались, ели, молились, а левой
– осуществляли гигиенические и физиологические процедуры.
Многие
известные люди были леворукими:
Александр
Македонский
Наполеон
Леонардо
да Винчи
Павлов
Даль
Чарли
Чаплин
Пол
Маккартни
Есть
данные о том, что среди леворуких детей:
·
высок удельный вес детей с особенностями развития ЦНС
·
много детей с асинхронным развитием некоторых психических функций
·
высокая эмоциональность
·
отставание в развитии психомоторных функций
·
отставание
в развитии пространственного восприятия
·
много
подростков с девиантным поведением
Но
причина кроется не в леворукости, а в «декстра-стрессе» -- стрессовом
воздействии праворукой среды.
Есть
и другое мнение – леворукие люди гениальны.
Вывод:
Леворукость
нельзя считать причиной отклонений в развитии (в ту или иную сторону)
Причины
леворукости
до конца не выяснены, но есть предположения:
1.
Влияние внешней среды:
·
вынужденная леворукость (травмы, аномалии развития, ДЦП)
·
ненасильственное переучивание (праворукий ребенок подражает леворуким
родителям)
2.
Патологическая леворукость
·
родовой стресс (наличие более двух неблагоприятных факторов при рождении)
·
патология беременности
·
зеркальное положение у близнецов
3.
Наследственный фактор
Выделяют
три вида леворукости:
1.
Генетически закрепленная леворукость – половина всех леворуких –
неотягощенная леворукость
2.
Компенсаторная леворукость – отмечаются нарушения речевого развития и
состояния здоровья – при патологии беременности, родов и тяжелых заболеваниях
раннего детства
3.
Вынужденная леворукость – серьезная или длительная травма левой руки,
ампутация, порез, паралич конечности
Леворукость
– это не просто преимущественное владение левой рукой, но и отражение
межполушарной асимметрии, отличное от праворуких распределение функций между
правым и левым полушариями головного мозга.
Можно
выделить несколько типов леворукости, имеющих и различные особенности
межполушарной симметрии:
¨
леворукие, у которых центр речи находится в левом полушарии
¨
леворукие, у которых центр речи находится в правом полушарии
¨
леворукие, у которых центр речи находится в обоих полушариях
Эти особенности будут проявляться
¨
в формировании высших психических функций
¨
в деятельности ребенка
¨
в приспособлении к различным условиям внешней среды:
·
трудности в адаптации в новой обстановке
·
повышенная эмоциональность и впечатлительность
·
высокий уровень тревожности
·
повышенная возбудимость
·
неуверенность в себе
·
хорошее понимание социальных нормативов
·
ориентированность на общение
В
обучении:
î
лучшее опознавание вербальных стимулов, чем невербальных (схем, модулей,
таблиц) – для детей без речевых патологий
î
трудности в выполнении зрительно-пространственных заданий
î
недостаточность наглядно-образного мышления
î
недостаточность зрительной памяти
î
недостаточность пространственного восприятия
î
трудности в формировании звукобуквенного анализа и синтеза
î
недостаточность тонкодифференцированных движений руки
î
трудности овладения порядковым счетом
î
зеркальное письмо
î
трудности в работе с циферблатом
Определение
леворукости:
1.
В возрасте 17 дней – сила сжимания кулака (основано на рефлексе новорожденных)
2.
В возрасте 1-1,5 мес. – удержание погремушки
3.
В возрасте 1 мес. – «тонический шейный рефлекс» – лежа на спине «поза
фехтовальщика» – в какую сторону больше повернута голова, какая рука и нога
более распрямлены – та рука ведущая
4.
В возрасте 3 мес. – к моменту утрачивания рефлексов новорожденного – у будущих
левшей они исчезают сначала на левой руке, следовательно она используется для
манипулирования с предметами
Некоторые
ученые утверждают, что до 5 лет у ребенка наблюдаются периоды
право-леворукости:
¨
с 16-20 недель до 2 лет – волнообразные изменения
¨
с 2 до 5 лет – равноценность рук
с 5 лет – стойкое предпочтение
Только некоторые действия требуют участия определенной руки: еда, рисование,
письмо, чистка зубов, расчесывание. Все другие действия выполняют обе руки, но
при этом одна рука активна, другая – пассивна (поддерживает предмет) –
развязывание шнурков, складывание игрушек и т.д.
Традиционно после 5 лет используют
тесты для выявления леворукости:
1.
переплетение пальцев рук (какай большой палец сверху)
2.
поза Наполеона (какая рука сверху)
3.
апплодирование (тест для взрослых)
4.
проба на одновременные действия обеих рук (рисование круга, квадрата,
треугольника) – у ведущей руки более четкие линии, отсутствие тремора – можно
проводить с закрытыми глазами
5.
оценка скорости движений (за 10 сек.)
·
постукивание указательным пальцем по столу
·
отмечание точек на листе
Задание выполняется трижды,
подсчитывается среднее число
6.
измерение силы ручным динамометром (из трех попыток)
Набор
тестов М. Озьяс
(французская исследоватеольница):
1.
завинтить крышки на бутылках
2.
зажечь спичку
3.
разрезать бумагу ножницами
4.
накалывание, нанизывание (вставляется стержень в отверстие, нанизываются
пуговицы, бусины)
5.
почистить обувь щеткой
6.
намотать нитку на катушку
7.
перелить воду из одного сосуда в другой
8.
попасть иголкой в небольшую точку
9.
отвинтить гайку
10. сложить
мелкие детали в узкий цилиндр
11. разложить
(раздать) карточки
12. проколоть
дырочки (5-6 ударов)
13. стереть
ластиком изображение
14. продеть
нитку в иголку
15. стряхнуть
с себя соринки, пыль
16. капнуть
из пипетки во флакон
17. достать
бусинку ложкой из стакана
18. позвонить
колокольчиком
19.
закрыть-открыть молнию на сумке
20. взять
стакан и сделать несколько глотков
Все
действия непривычны и нетренированы.
При
определении (выборе) ведущей руки показательными считаются задания:
№№
2,4,7,11,12,13,15,16,17,18
Набор
тестов Князевой-Вильдавского:
1.
рисование (правой и левой рукой) – качество выполнения
2.
открывание коробочки («найди спичку») – 3-5 коробочек
3.
колодец из спичек (активная рука)
4.
игра в мяч (активная рука)
5.
вырезание по контуру (активная рука - не обязательно та, которая держит
ножницы)
6.
нанизывание бисера на иголку
7.
выполнение вращательных движений (открывание пузырьков)
8.
развязывание узелков (шнур средней толщины)
9.
построение из кубиков дома
Протокол:
Тест
|
Правая
рука
|
Обе
руки
|
Левая
рука
|
1
2
3
|
+
|
+
|
+
|
Беды
переученных левшей:
¨
возникновение неврозов – стрессовый фактор переучивания
¨
ребенку навязывается чуждый биологический тип деятельности, нарушается баланс
взаимодействия полушарий
¨
намеренно создаются условия для неудач, неумелости, неловкости, неуверенности
¨
конфликт между возможностями ребенка и требованиями к нему
¨
страх перед деятельностью, переживания
¨
астенический синдром на фоне стресса
¨
аффективные реакции
¨
навязчивые состояния
¨
использование символических ритуалов
¨
невротический энурез
¨
заикание
При
обучении леворукого дошкольника обращают особое внимание на
î
развитие пространственной ориентировки (начинают с ориентировки в пространстве,
потом – ориентировка на плоскости) – игра с мячом, конструкторы Лего, кубики,
строительный материал
î
развитие фонематического слуха
î
развитие звукобуквенного анализа и синтеза
Этапы:
-
выделение отдельных звуков из ряда гласных: А, О, У, Э, Ы
-
сравнение пар гласных: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И и слогов: РЫ-РИ, МЫ-МИ…
-
различение и выделение согласных звуков в словах
-
дифференциация звонких-глухих: С-З, Б-П, Д-Т, Ж-Ш и т.д.
î
развитие тонкокоординированных движений рук
Задания:
-
лабиринты
-
проведение прямых линий от точки к крестику
-
штриховки
-
шнуровки
-
завязывание бантиков
-
пальчиковые упражнения
-
î
развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных
координаций
Задания:
-
найди такую же фигуру
-
найди такое же сочетание фигур
-
найди такую же букву
-
найди такое же сочетание букв
-
найди такую же цифру
-
найди сочетание цифр
-
сложи фигуру из деталей
-
найти, что написано неправильно
-
спрятанные треугольники
-
скопируй фигуры
-
дорисуй фигуры
-
дорисуй недостающие детали
î
обучение пониманию схем, символов, таблиц, карты, циферблата
î
предупреждение зеркального письма
î
формирование навыка порядкового счета
Требования
к работе за столом:
¨
свет при письме падает справа
¨
бумага лежит без наклона, чуть сдвинута влево, нижний край на уровне середины
груди или чуть левее
¨
ручка направлена на пишущего, ребенок держит ее на 4 см. выше стержня
Существуют специальные прописи для
леворуких детей. Отличия от обычных прописей:
q
весь материал (образцы) пишется и демонстрируется с правой стороны по отношению
к ученику для расширения зрительной зоны
q
начало и конец строки помечаются специальным значком
q
направление письма показано стрелкой
q
прямое без наклона написание букв
q
написание букв с отрывом линии
q
написание букв сопровождается вспомогательными знаками – точками (откуда
начинать письмо) и стрелками (направление письма)
q
печатная буква пишется сверху на середине листа
q
таблицы «Зачеркни неправильно написанные буквы» помещаются в конце работы над
буквой
q
последовательность этапов работы над буквой:
-
обведи букву по точкам
-
напиши элементы буквы
-
напиши букву самостоятельно
-
обведи слоги, слова
-
напиши слоги, слова самостоятельно
-
зачеркни неверно написанные буквы
-
ребусы и игровые задания
Комментариев нет:
Отправить комментарий