среда, 4 июня 2014 г.

Комплекс упражнений по развитию слухового внимания и фонематического слуха для детей с последствиями перинатальной патологии ЦНС и ДЦП в возрасте от одного года до трех лет



Упражнение 1. Ребенку предлагается послушать звуки за окном, во время прогулки на улице. Что шумит? (Деревья). Что гудит? (Машина). Кто кричит? (Ребенок). Кто разговаривает? (Люди). Кто поет ?Плачет? (Девочка). Ребенку предлагается послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, из кухни.


Упражнение 2. На столе перед ребенком несколько звучащих игрушек: барабан,  музыкальный молоточек, музыкальную книжку, трещетку. Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Ребенок, манипулируя с игрушкой извлекает звучание игрушки самостоятельно, внимательно слушает, различает звуки. Затем ребенок отворачивается. Малышу нужно только на слух без зрительной опоры определить, что звучит, указать на игрушку. Взрослый называет каждый звучащий предмет. Количество предметов увеличивается постепенно, от двух до пяти и более.



 Упражнение 3. Перед ребенком выставляются различные предметы: металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, керамическая кружка, деревянная шкатулка и др. Взрослый карандашом многократно стучит по каждому предмету, пока ребенок не уловит характер звука. После этого ребенок отворачивается. Начинается упражнение с двух контрастных звучаний: по металлу и  по дереву, потом добавляются другие варианты звуков. Затем ребенок поворачивается и указывает, какой предмет издавал звук.

 Упражнение 4. Перед ребенком выставляются хорошо знакомые ему предметы: карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка, бумага. Взрослый переливает воду из одной чашки в другую, режет бумагу ножницами, рвет ее, мнет, стучит ножницами о чашку, водит карандашом по бумаге, стучит карандашом о чашку. Ребенок повторяет движения и внимательно слушает. После этого ребенок отворачивается. Взрослый повторяет действия. Ребенок называет, какое действие совершает взрослый.

Упражнение 5. Перед ребенком стоят на подносе различные по форме, размеру стеклянные бокалы, до середины наполненные водой. Взрослый берет палочку и ударяет по краю бокалов. Ребенок повторяет действия и слушает, как звенят бокалы с водой. Ребенок может экспериментировать, отливая и доливая воду. Он обнаруживает, что количество воды влияет на звон.


 Упражнение 6. Ребенок помогает взрослому класть в  две одинаковые коробочки из-под «Киндер-сюрприза» сыпучие продукты с частицами разной величины: манную и гречневую крупу, горох, фасоль, орехи и др. Ребенку предлагается послушать и запомнить звучание каждого продукта о коробочку при ее встряхивании. Взрослый называет содержимое баночки. Так как звуковые различия незначительны, вначале берется не более двух банок, потом их количество медленно увеличивается. Это самодельный вариант  «Шумовых цилиндров» из методики М. Монтессори.
Упражнение 7. Взрослый отхлопывает палочками, отстукивает в бубен, проигрывает на металлофоне определенный ритмический рисунок (ритм). Ребенок прислушивается. Ему предлагается попробовать повторить. Ритмические рисунки дают прослушать,  начиная с простых, далее в порядке усложнения. Можно сначала похлопывания  и по руке ребенка (Например, один удар  - пауза – три удара).

 
Упражнение 8. Взрослый ударяет палочкой по клавишам металлофона, рождается короткая мелодия. Ребенок слушает. Взрослый передает ему молоточек и предлагает сочинить свою музыку. Ребенок может проявить свою изобретательность, ритмические и творческие способности.


 Упражнение 9. Ребенку предлагаются картинки, где названия некоторых предметов имеют схожее звучание. Взрослый называет их и просит ребенка показать на картинке. Где зуб-суп? Где коза-коса?  Можно предложить ребенку предложения с этими словами. Например:
Покажи, где:
- усы, уши
- коза, Лиза
- ветка, клетка
- лимон, вагон
- ком, дом
- На лугу пасутся козы. У Сони длинные косы.
- Мама ставит на стол миску. Таня сажает на диван мишку.

                                Упражнение 10. Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос
Одни и те же реплики: «Кто сидел на моем стуле?
«Кто ел из моей чашки?»
«Кто спал в моей постели?»
«Кто же был в нашем доме?» и т.п.
произносятся поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах.
Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, взрослый предлагает ему показать соответствующее изображение на картинке.
Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.


Упражнение 11. Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).
Дети кричат: АУ (громко), АУ (тихо). Собака лает: АВ (громко), АВ-АВ (тихо).
Кошка мяукает, корова мычит, петух поет, курица кудахчет, лягушка квакает, ворона каркает, овечка блеет и т.п.
Упражнение 12. Взрослый произносит один и тот же звук с изменение его характера, тембра и эмоциональной окраски, а затем просит ребенка воспроизвести образец.- А - плачет, кричит девочка
- А - поет певица
- А -  смеется малыш.

 Упражнение 13. Упражнение направлено на изменение звукокомплекса по высоте и силе. Взрослый предлагает ребенку сказать, например, МЯУ громко (кот рядом и просит поесть); тихо (кот за дверью); высоким голосом (маленький котенок); низким голосом (старый кот).

 Аналогично нужно изменить звуковые параметры при воспроизведении следующих звукоподражаний: И-ГО-ГО, МУ, ГАВ, КВА, БЕ, КУ-КУ и т.п.

Комментариев нет:

Отправить комментарий