пятница, 16 января 2015 г.

Автоматизация звуков "р", "рь"




[Р]
Упражнение № 1. Произносить (читать) слоги.

тра – тро                                      тры – тра
тро – тры                                     тру – тро
тра – тру                                      тро – тру
тру – тры                                     тры – тро

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.



[Р]

Упражнение № 2. Произносить (читать) слоги.

атр – отр – утр                      ытр – атр – отр
отр – ытр – утр                      атр – утр – ытр
ятр – ётр – ютр                      ютр – ётр – ятр
итр – етр – ятр                       етр – итр – ютр
ётр – етр – ятр                       итр – ютр – етр

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.



 [Р]

Упражнение № 3. Произносить (читать) слова.

Травы, трап, трасса, травка, трос, тройка, тропик, трогать, труд, трубка, трусики, трудный, трава, трамвай, трамплин, траншея, тропа, Трофим, тростник, труба, трусы, Трунов, страх, страус, стража, страна, штраф, страница, строка, строгать, стройка, втроём, струя, струна, стружка.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р]

Упражнение № 4. Произносить (читать) слова.

Матрац, тетрадь, матрос, метро, ситро, патрон, ватрушка, петрушка, отрывок, осётры, утро, хитрость, отруби, гетры, метры, хитрый, осмотры, театры, отрывать, завтра, завтрак, острая, быстрая, быстро, острый, пёстрый, центры, костры, министры, театр, педиатр, Пётр, осётр, фетр, центр, метр, литр, министр, осмотр, кадр, кедр, пёстр, быстр, гетр.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р]

Упражнение № 5. Произносить (читать) слова.

Драп, драка, дранка, квадрат, дрозд, ядро, ведро, бедро, Дронов, подросток, друг, вдруг, дружный, подруга, пудра, выдра, вёдра, драчун, эскадра, дрова, дрозды, бодрость, мудрость, дрожать, другой, дружина, друзья, кадры, кедры, щедрый.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.



 [Р]

Упражнение № 8. Произносить (читать) слоги.

ар – ор – ур – ыр                         ыр – ур – ор – ар
ер – ир – юр – ер                          ар – яр – ор – ёр
ыр – ир – яр – ар                         ер – ор – юр – ур
ер – ор – ыр – яр                         ёр – ер – ир – юр

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.


[Р]

Упражнение № 6. Произносить (читать) предложения.
На траве дрова, на траве дрова. У Петра много друзей. На траве не видно тропки. Отец потрошил осётра. Петрушка ест ватрушку. У девочки пёстрые гетры. Трамвай везёт нас по центру. Завтра мы идём в театр. Матросы тянут трос. Трое трубачей трубили в трубы. Один за другим матросы идет по трапу. Уважайте труд, любите труд. Подросток с трудом несёт ведро с водой. У метро кинотеатр для детей. Будь руг, да не вдруг.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р]

Упражнение № 7. Произносить (читать) текст.

После завтрака Иван Петрович выходит из дома. Утро чудесно. Иван Петрович ищет вёдра и зовёт сына Трофима. За ним идёт и Петруша. Они поливают капусту. По тропинке носят вёдра. Иван Петрович носит по два ведра, а подростки – по ведру. Втроём они быстро полили капусту.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 [Р]

Упражнение № 9. Произносить (читать) слова.

Вар, дар, жар, пар, шар, базар, загар, комар, Макар, самовар, пожар, удар, угар, товар, отвар, бор, сор, хор, двор, набор, мотор, помидор, забор, мухомор, топор, бур, шнур, сыр, абажур, Таймыр, бобёр, актёр, ковёр, боксёр, монтёр, шофёр, шахтёр, костёр, пионер, офицер, узор, мир, пир, тир, кефир, мундир, командир, пассажир.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р]

Упражнение № 10. Произносить (читать) слова.

Карп, парк, март, армия, баржа, бархат, карта, марка, парта, фартук, борщ, корм, морж, порт, сорт, торт, горка, орден, корка, зоркий, норка, форма, урна, горный, тормоз, форточка, бурка, бурный, куртка, ярче, шкурка, дежурный, Мурка, чурка, дырка, фыркать, дырчатый.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р]

Упражнение № 11. Произносить (читать) слова.

Ярко, дояра, ёрш, тёрка, пятёрка, дёргать, озёрный, чёрный, юрта, юркий, верх, герб, серп, верба, верно, мерка, ферма, шерсть, Герман, первый, беркут, термос, персик, усердный, бирка, ширма, мирный.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 [Р]

Упражнение № 12. Произносить (читать) слова.

Повар, сахар, веер, ветер, вечер, катер, мастер, арба, инженер, арбуз, артист, Барбос, барсук, карман, картон, мартышка, картошка, гармонь, партизан, огурцы, шнурки, пурга, кирка, кирпич, зерно, черта, верхом, вершок, червяк, чердак, чернила, вернуть, держать, вертеть, терпеть, перчатки.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р]

Упражнение № 13. Произносить (читать) предложения.

Пёс Барбос и кошка Мурка. Егор у портного. Фёдор метёт двор. Егор чистит ковёр. В корзине арбузы. На парте книги и тетради. На стене карта. В комнате яркий абажур. Зимой в парке горка. Насыпь сахар в кефир. У Германа мама доктор. Фёдор надевает куртку. В сумке огурцы и помидоры. Мурка за мышкой, а мышка в норку.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р]

Упражнение № 14. Произносить (читать) предложения.

На ферме пожар. Егор едет на дежурство. Захарка дёргает за шнур. Фёдор натёр паркет. Мама даёт Егорке шар. На опушке порхают яркие бабочки. Зернистый снег темнеет в марте. На тёрке трут морковь. Захар держит топор. Чисти для борща картофель. Взял Егор в углу топор. Дальше в спор – больше слов.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 [Р]

Упражнение № 15. Выучить стихотворение.

- Егор, Егор, укажи свой двор!
- А вон мой двор, голубой забор.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р]

Упражнение № 16. Произносить (читать) текст.
Утро.
Фёдор встаёт с первыми петухами. Быстро одевается. Надо на стройку. В термосе есть чай. Но Фёдор утром его не пьёт. Достаёт кефир, сыплет сахар. Утром кефир освежает. Надевает куртку, выходит во двор. Садится на мотоцикл. Заводит мотор и едет на стройку. Трудовое утро начинается.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р]

Упражнение № 17. Выучить стихотворение.
Радуга.
В небе гром, гроза.
Закрывай глаза!
Дождь прошёл. Трава блестит,
В небе радуга стоит.
(С. Маршак)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.

 [Р]

Упражнение № 18. Произносить (читать) слоги.

ра – ро – ру – ры                        ры – ру – ро – ра
ро – ры – ру – ра                        ру – ра – ро – ры
ра – ру – ро – ры                        ро – ра – ры – ру
ру – ры – ра – ро                        ры – ру – ра – ро

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.


[Р]

Упражнение № 19. Произносить (читать) слоги, соблюдая ударение.

РÓ – РО – РО                                 РÁ – РА – РА
РО – РÓ – РО                                 РА – РÁ – РА
РО – РО – РÓ                                 РА – РА – РÁ

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.


[Р]

Упражнение № 20. Произносить (читать) слоги, выделяя ударением слог – РА – .

РА – РО – РУ
РЫ – РА – РО
РУ – РЫ – РА
РО – РУ – РА

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.


 [Р]

Упражнение № 21. Произносить (читать) слова.

Рак, рама, радио, радуга, равный, радость, раковина, рано, ранний, рот, роль, ролик, ров, ровно, рожь, робот, рота, Рома, роза, роща, рóжки, родина, робкий, ровный, рослый, розовый, руки, ручка, рубка, русый, русский, рубль, рысь, рыба, рыжик, рынок, рыхлый, рыть, рыцарь.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р]

Упражнение № 22. Произносить (читать) слова.

Ура, гора, дыра, жара, нора, пора, детвора, буран, гараж, парад, жираф, карась, баранка, перо, урок, герой, горох, пирог, сырой, сурок, мороз, народ, паром, ворона, дорога, корова, короткий, сорока, коробка, макароны, беру, дыру, нору, жару, Маруся, орудие, кукуруза, дары, шары, дворы, топоры, комары, корыто.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р]

Упражнение № 23. Произносить (читать) слова.

Работа, ракета, раскат, рассказ, расчёска, разъезд, рука, рукав, рубить, ручей, рубаха, ручной, рубка, ружьё, румяный, рубанок, рукавица, рубин, рубильник, рыбаки, руда, рысак, рыдание, рычаг, рывок.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 [Р]

Упражнение № 24. Произносить (читать) слова.

Ира, Юра, Вера, Нюра, Жора, пара, мера, ураган, фара, муравей, барабан, карандаш, пирамида, горы, куры, парус, норы, пары, дыры, пожары, актёры, шофёры, мундиры, базары, боксёры, шахтёры, сыры, помидоры, самовары, пёрышко.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р]

Упражнение № 25. Произносить (читать) слова.

Брат, браво, врач, враг, град, грач, гранит, грамота, гаранта, граница, графин, край, кран, крабы, краска, красный, крапива, красавица, правда, направо, цифра, хранить, храпеть, брови, брошка, бросил, вроде, гром, грохот, грозы, громко, кровь, крот, крошка, кросс, пробка, провод, простыня, срок, Фрося, фронт, брусника.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р]

Упражнение № 26. Произносить (читать) слова.

Груз, груша, группа, груда, грубый, грудь, грузди, круг, кружка, крупа, кругом, крутой, крупный, пруд, прутик, пружина, срубить, фрукты, брынза, брызги, грызуны, крыса, крышка, крыша, брак, браслет, бронза, брод, брысь, прогулка, Крым, закрыть, прыгать, прыжок.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 [Р]

Упражнение № 27. Заменить первый звук в слове на звук [р]. Произнести новые слова.

Кот -                Нога -                  Губка –
Мак -               Лама -                 Танец –
Дом -               Козы -                 Мычать –
Шов -               Мука -                Пугать –

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р]

Упражнение № 28. Произносить (читать) слова.

Простор, разгар, размер, разговор, раствор, мрамор, квартира, квартирант, квартиросъёмщик, разворачивать, маршрут, кругозор, оркестр, проверка, развернуть, разорвать, проворный, сортировать, прорубь, прорыть, аэродром, дроворуб, литература, шаровары, экскаватор, трактор, троллейбус, трамвай, космодром.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р]

Упражнение № 29. Произносить (читать) слова.

Ракетоноситель, пробраться, разбирать, раскрывать, разгружать, раздразнить, раздробить, распороть, рояль, аэрофлот, экскурсия, экскурсовод, сортировщик, фарфор, дровосек, калькулятор, конструктор, кондуктор, руководитель, эксперимент.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 [Р]

Упражнение № 30. Произносить (читать) предложения.

Юра на огороде. У грача подбито крыло. Вот Вера и Мара. У Веры шары и у Мары шары. У Ромы фарфоровая чашка. Ира пасёт корову. Рома идёт на урок. У Тамары красный карандаш. Барабанщик громко барабанит. Тропинка обрывается у оврага. Жора и Юра собирают рыжики. В руках у дяди Фёдора рубанок и топор.
         Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р]

Упражнение № 31. Произносить (читать) предложения.

На рынке продают разные фрукты. В саду дорожка заросла травой. С горы бежит ручей проворный. У Фёдора квартира на втором этаже. Зимой мы черпаем воду из проруби. В порту разгружают пароходы. Рома порвал рукав рубашки. Разноцветная радуга в небе. У Веры розовый и красный карандаш. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Проворонила ворона воронёнка.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р]

Упражнение № 32. Произносить (читать) предложения.

На чужой сторонушке рад родной воронушке. Тот герой, кто за Родину стоит горой. Трое трубачей трубили в трубы. На горе Арарат растёт крупный виноград. В гору бегом, а с горы кувырком. Труд кормит, а лень портит. Стар козёл, да крепки рога. Гром, греми по горам, подними тарарам. За комаром не с топором! Все бобры добры до своих бобрят. Грамота – второй язык.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 [Р]

Упражнение № 33. Произносить (читать) предложения.

Доброму везде добро. Рыбака сеть кормит. Родной куст и зайцу дорог. Доброму – добрая память. Русский человек добро помнит. Рад бы до неба достать, а руки коротки. На траве тропка, травка на тропке. Гусь да гагара – два сапога пара. Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор. На чужой стороне и орёл ворона.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р]

Упражнение № 34. Произносить (читать) предложения.

Хорош пирожок, внутри творожок. У Аграфены и Арины растут георгины. До города в гору, от города с горы. У нас в печурочке золотые чурочки. Маша дала Ромаше сыворотку из-под простокваши. Дроворубы рубили дубы. Погода размокропогодилась. Тары – бары, растабары, у Варвары куры стары! Пётр Петру пёк пирог.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р]

Упражнение № 35. Произносить (читать) предложения.

Отвори, Увар ворота, у двора на траве дрова. Краб крабу сделал грабли. Борона боронила неборонованное поле. Тропке порка не впрок, Тропке коврижка впрок. Петр Петрович по прозванию Петров. Привёз Пров Егору во двор дров гору. Роет землю старый крот, разрывает огород. В тетради Кондрат начертил квадрат.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 [Р]

Упражнение № 36. Выучить загадки.

Жарким летом по горам в шубе бегает… (Баран)
- Как бы мне пошла кор-рона! Важно каркает…(Ворона)
Чёрный, проворный, кричит «Кр - рак» - червякам враг…
(Грач)
До чего народ доходит – самовар в упряжке ходит!
(Паровоз)

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р]

Упражнение № 37. Выучить загадки.

Из земли вырастаю, весь мир одеваю…(Лён)
Без рук, без ног, а ворота открывает… (Ветер)
За пнём – бугорок, а в нём – городок. (Муравейник)
По горам, горам, горам ходит шуба да кафтан. (Баран)

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р]

Упражнение № 38. Выучить загадку.

К нам во двор забрался крот.
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдёт,
Если крот раскроет рот.
(Экскаватор)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 [Р]

Упражнение № 39. Выучить загадку.

Как на нашей грядке
Выросли загадки –
Сочные да крупные,
Вот такие круглые,
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(Помидоры)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р]

Упражнение № 40. Выучить стихотворения.

Жили – были раки, раки – забияки.
Жили раки шумно, затевали драки.

Букву Д на дне пруда отыскали раки.
С той поры ук них беда: то и дело драки.
(А. Шибаев)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Читать стихотворения выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р]
Упражнение № 41. Выучить стихотворения.

Летала гагара над амбаром,
А в амбаре сидела другая гагара.

Дал Макар Роману карамель,
А Роман Макару карандаш.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Читать стихотворения выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 [Р]

Упражнение № 42. Выучить стихотворения.

Петр Петрович Прыгунов
Прибыл из Перми в Ростов.

Привёз Пров Егору
Во двор дров гору.
(Л. Ульяницкая)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Читать стихотворения выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р]
Упражнение № 43. Выучить стихотворения.

Носорог бодает рогом!
Не шутите с носорогом!

Ищу для себя смирного робота,
Чтоб делал уроки мои он без ропота.
(М. Пляцковский)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Читать стихотворения выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р]
Упражнение № 44. Выучить стихотворения.

Мимо нашего двора,
Проходили трактора.

Мы с Тамарой ходим парой,
Санитары мы с Тамарой.
(А. Барто)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Читать стихотворения выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 [Р]

Упражнение № 45. Выучить стихотворения.

Землекопы роют ров.
Скоро будет он готов.
(Д. Родари)
Поросята были розовые –
От загара стали бронзовые.
(А. Жаров)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Читать стихотворения выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р]

Упражнение № 46. Выучить стихотворение.

Похожи три брата:
Панкрат на Марата,
Марат на Кондрата,
Кондрат на Панкрата.
(В. Морозов)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р]

Упражнение № 47. Выучить стихотворение.
Крот.
Дни и ночи напролёт
Роет крот подземный ход.
Что же надо там кроту?
Потемнее темноту.
(А. Кондратьев)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 [Р]

Упражнение № 48. Выучить стихотворение.

Во дворе стоит гора.
Мы катаемся с утра.
Снеговик – бедняжка злится,
Что не может прокатиться.
(В. Нестеренко)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р]

Упражнение № 49. Выучить стихотворение.

Град! Град! Сыплет град!
Все под крышами сидят,
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин.
Французская народная песня.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р]

Упражнение № 50. Выучить стихотворение.

Ружье, заряженное пробкой,
Ёрш подарил рыбёшке робкой.
С тех пор драчливый чёрный рак
Не затевает с нею драк.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 [Р]

Упражнение № 51. Выучить стихотворение.

В яркой шапке мухомор Р
Гордо влез на косогор.
Нам не нужен мухомор,
Не пойдём на косогор.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р]

Упражнение № 52. Выучить стихотворение.

Раки, эх, и забияки!
Не обходятся без драки.
То и дело меж собой
Затевают драки.
(Ф. Бобылёв)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р]

Упражнение № 53. Выучить стихотворение.

Шёл Егор через двор,
Нёс топор чинить забор.
На горе, на горке
Герой наш Егорка.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 [Р]

Упражнение № 54. Выучить стихотворение.
Сверло.
Если видишь – я кружусь,
Это значит – я тружусь.
А кружиться перестало,
Это значит – я устало.
(В. Лифшиц)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р]

Упражнение № 55. Выучить стихотворение.

За окошками забор,
За забором старый бор.
Я забор уберу,
Чтобы дом стоял в бору!
(А. Клюшев)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р]
Упражнение № 56. Выучить стихотворение.

Мой подарок я вручила,
То есть радость получила,
То есть радостно и мне,
То есть радостно вдвойне.
От подарка моего
Стало два из одного.
(Э. Мошковская)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 [Р]

Упражнение № 57. Выучить стихотворение.

Вот серый крот,
Вот серый крот,
Вот серый, серый, серый крот.
Он не красавец, не урод,
Он просто серый, серый крот.
(И. Токмакова)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р]

Упражнение № 58. Выучить стихотворение.

- Ох, ох, ох, ох! –
Разворчался горох, -
Очень трудно жить в стручке,
Если дверка на крючке.
(Л. Бранницкая)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р]
Упражнение № 62. Выучить стихотворение.
Ната и Егорка покупали тёрку.
- Ну и тёрка, - шепчет брат, - Будем брать!
- Не будем брать, - возражает Ната. –
Тёрка дырковата!
Мы по городу пойдём,
Может целую найдем.
(А. Клюшев)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 [Р]

Упражнение № 60. Выучить стихотворение.

Зелёный свет зажёгся вдруг:
Теперь идти мы можем.
Ты, светофор, надёжный друг
Шофёрам и прохожим.
(К. Чуковский)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р]

Упражнение № 61. Выучить скороговорки.

Если бы да кабы, во рту бы выросли бобы.
И был бы не рот, а целый огород.

Добры бобры идут в боры.
Идут бобры в сыры боры,
Идут бобры в дворы стары.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Читать скороговорки выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р]

Упражнение № 59. Выучить стихотворение.

Держись дорожных правил строго.
Не торопись, как на пожар,
И помни: транспорту – дорога,
А пешеходам – тротуар.
(А. Вольский)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 [Р]

Упражнение № 63. Выучить скороговорку.

Я сегодня был в восторге
От затейника Егорки,
За его скороговорки
Я поставил бы пятёрки!

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Читать скороговорку выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р]

Упражнение № 64. Выучить стихотворение.

Пришёл Прокоп – кипит укроп,
Ушёл Прокоп – кипит укроп.
И при Прокопе кипит укроп,
И без Прокопа кипит укроп.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р]

Упражнение № 65. Выучить считалку.

Чёрной ночью
Чёрный кот
Прыгнул в чёрный дымоход.
В дымоходе чернота,
Отыщи-ка там кота.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Читать считалку выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 [Р]
Упражнение № 66. Выучить стихотворение.
Морж.
Морж спросил у Кенгуру:
- Как выносишь ты жару?
- Я от холода дрожу! –
Кенгуру сказал Моржу.
(Б. Заходер)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р]
Упражнение № 67. Выучить стихотворение.
Егор и мухомор.
Шёл Егор через бор,
Видит: вырос мухомор.
- Хоть красив, а не беру, -
Вслух сказал Егор бору.
- Верно ты сказал, Егор! –
Так ему ответил бор.
(А. Прокофьев)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р]
Упражнение № 68. Выучить стихотворение.
Радость.
Рады, рады, рады светлые берёзы,
И на них от радости вырастают розы.
Рады, рады, рады тёмные осины,
И на них от радости растут апельсины.
То не дождь прошёл из облака и не град,
То просыпался из облака виноград.
(К. Чуковский)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 [Р]
Упражнение № 69. Выучить стихотворение.
Кружок.
На стекле узоры – реки и озёра.
А вокруг дозором – голубые горы.
И в плотную там и тут папоротники растут.
На стекло подуй разок – будет маленький кружок.
Реки затуманятся, горы поломаются.
А в кружке увидишь двор, горку санки и забор.
(Н. Поляков)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р]
Упражнение № 70. Выучить стихотворение.
Норка у норки.
Норка вылезла из норки              Если в норке нету норки,
И пошла к знакомой норке.  Может, норка – возле норки?
В норку норкину вошла,            Нет нигде. Пропал и след.
Норку в норке не нашла.       Норка – здесь, а норки – нет!
(А. Шибаев)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р]
Упражнение № 71. Выучить потешку.
Рано, рано поутру
Пастушок: «Ту – ру – ру – ру!»
А коровки в лад ему
Затянули: «Му – му – му».
Ты, коровушка, ступай,
В чистом поле погуляй,
А вернёшься вечерком,
Нас напоишь молочком.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Читать потешку выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 [Р]

Упражнение № 72. Выучить стихотворение.
Барабанов Коля,                           В ящик барабанит
Барабанов Толя,                           Барабанов Толя,
И Меньшой Серёжа                     А меньшой Серёжа
Барабанов тоже.                           Рад стараться тоже -
В двери барабанит                       Барабанит в жбан,
Барабанов Коля,                          Будто в барабан.
(О. Дриз)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р] произносить раскатисто и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р’]

Упражнение № 3. Произносить (читать) слоги.

арь – орь – урь                 арь – ырь – орь
орь – ырь – арь                урь – орь – ярь
ёрь – юрь – ирь                ерь – юрь – ирь
ирь – ярь – орь                юрь – урь – ерь

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р’] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р’]  произносить длительно и мягко.


[Р’]

Упражнение № 4. Произносить (читать) слова.

Жарь, букварь, дикарь, сухарь, фонарь, январь, янтарь, вратарь, словарь, пескарь, глухарь, календарь, пекарь, пахарь, писарь, токарь, слесарь, пузырь, богатырь, дверь, зверь, теперь, поверь, корь, якорь, ширь, Сибирь, снегирь, зорька, горький, борьба, перья, серьги, гарь, пустырь.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р’] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р’]  произносить длительно и мягко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 [Р’]

Упражнение № 5. Произносить (читать) слоги.

ря – рё – рю                                      ри – ре – ря
рё – ри – рю                                      ре – ря – ри
рю – ре – ря                                      рё – ри – ре

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р’] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р’]  произносить длительно и мягко.


[Р’]

Упражнение № 6. Произносить (читать) слова.

Ряд, рябь, ряска, рябь, рядом, рябчик, рис, Рига, ритм, речь, репа, рейка, речка, ребус, редкий, резать, резвый, редька, рёва, рёв, рюмка, рюшка, заря, моря, горят, заряд, моряк, наряд, нырять, терять, говорят, коряга, горячий, зарядка, корявый, дырявый, порядок, нарядный, Ирина, Марина, горит, варить, дарить, сорить, говорить, перина, турист.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р’] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р’]  произносить длительно и мягко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р’]

Упражнение № 7. Произносить (читать) слова.

Пузыри, сухари, пескари, буквари, фонари, снегири, орех, борец, огурец, сирень, варенье, оперенье, деревня, черешня, орёл, берёт, ларёк, зверёк, вперёд, поперёк, Ерёма, Серёжа, Бурёнка, берёза, верёвка, хорёк, серёжки, черёмуха, варю, горю, дарю, порю, сорю, горюю, борюсь, урюк, говорю, букварю, словарю, снегирю, пескарю, фонарю, календарю, ребёнок, привет.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р’] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р’]  произносить длительно и мягко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 [Р’]

Упражнение № 8. Произносить (читать) слова.

Рябина, Боря, Варя, буря, гиря, варят, жарят, мерят, парят, ирис, Борис, Рита, двери, звери, шарик, варят, курица, пахари, пекари, токари, слесари, рисунок, коридор, верить, мерить, жарить, комарик, топорик, фонарик, верю, жарю, поверю, не верю, спорю, Борю, Варю, токарю, пекарю, пахарю, слесарю, бирюза, рюкзак.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р’] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р’]  произносить длительно и мягко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р’]
Упражнение № 9. Произносить (читать) слова.

Прямо, зря, пряжа, грядка, тряпка, грязный, пряжа, прялка, пряник, хрящик, прятать, крякать, крик, грива, гриб, криво, Гриша, зрители, пристань, привет, природа, приманка, привыкать, примерить, трикотаж, крем, время, грелка, гречка, кресло, стремя, крепкий, гребень, пресный, крюк, трюк, брюки, трюмо, крючок, Андрюша.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р’] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р’]  произносить длительно и мягко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р’]
Упражнение № 2. Произносить (читать) слова.

Трико, третий, тритон, три, трибуна, трилогия, триста, триумф, трепет, треск, трескучий, треугольник, трезвон, третий, тревога, трепать, тряпка, тряпьё, трясина, тряска, трюк, трюм, трюмо, трюфель, древний, дрель, дремучий, древесина, дремать, дрёма, дремота, дремучий, дряблый, дряхлый, дрянной, ноздри, кудри.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р’] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р’]  произносить длительно и мягко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 [Р’]

Упражнение № 1. Произносить (читать) слоги.

тря – трё – трю                                три – тре – тря
трё – три – трю                                тре – тря – три
трю – тре – тря                                 трё – три – тре

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р’] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р’]  произносить длительно и мягко.


[Р’]

Упражнение № 11. Произносить (читать) предложения.

У Бори фонарик. Рита делает зарядку. У реки кудрявые берёзы. Боря смотрит календарь. Варя режет редиску. У Ларисы отец – токарь. Ваня потерял букварь. Эта дверь скрипит. Римма варит варенье. Мама принесет грецкие орехи. У Риты варежки дырявые. На берегу реки пристань. На реке ныряют ребята. Во дворе ребята играют в прятки. Мы Борису подарим снегиря в клетке.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р’] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р’] произносить длительно и мягко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р’]

Упражнение № 12. Произносить (читать) предложения.
В мае цветёт сирень и черёмуха. Рядом с деревней рисовые поля. На грядке есть репа, редька и редиска. У дяди Гриши в рюкзаке глухарь и рябчик. У Серёжи в ведре много грибов. Андрюше примерим брюки. Над дверью горит фонарь. Река не море, тоска не горе. Порядок время бережёт. Сам кудрявый, а ум дырявый. Мама Марине купила мандарины. Девочка марина любит мандарины. Наша Ирина спит на перине.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р’] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р’]  произносить длительно и мягко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р’]

Упражнение № 10. Заменить первый звук в слове на [р’].

Кепка -…(репка)
Печка -…(речка)
Лейка -…(рейка)

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р’] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р’]  произносить длительно и мягко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р’]
Упражнение № 13.
Выучить загадки.
Я на том берегу, я на этом берегу. (Мост)
Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь)
Кто из брёвен через реки мосты строит? (Мороз)
Выучить скороговорки.
Перепёл перепёлку и перепелят
В перелеске прятал от ребят.
У четырёх черепашек по четыре черепашонка.
Арина грибы мариновала.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р’] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р’]  произносить длительно и мягко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р’]
Упражнение № 14. Выучить скороговорки.

Осип охрип, Архип осип.
Редька редко росла на грядке,
Грядка редко была в порядке.
В аквариуме у Харитона
Четыре рака да три тритона.
На зарядку стройся в ряд!
На зарядку все подряд!
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р’] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р’]  произносить длительно и мягко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р’]

Упражнение № 15. Выучить стихотворения.

Мама Марине купила мандарины.
Девочка Марина любит мандарины.

Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р’] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р’]  произносить длительно и мягко.
Читать стихотворения выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р’]
Упражнение № 16. Выучить стихотворение.

Посмотрите на Иринку:
Ест Иринка мандаринку.
Съест Иринка мандаринку –
Спрячет корочки в корзинку.
(А. Стародубова)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р’] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р’]  произносить длительно и мягко.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р’]
Упражнение № 17. Выучить стихотворение.
Рак.
- Про меня говорят,
Будто пячусь я назад.
Не назад, а вперёд –
Только задом наперёд.
(В. Орлов)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р’] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р’]  произносить длительно и мягко.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 [Р’]

Упражнение № 18. Выучить считалку.

Ой, ты, зоренька – заря,
Заря утренняя,
Кто до зореньки дойдёт,
Первый в хоровод войдёт.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р’] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р’]  произносить длительно и мягко.
Читать считалку выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р’]

Упражнение № 19. Выучить стихотворение.

Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом!
(А. Шибаев)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р’] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р’]  произносить длительно и мягко.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р’]

Упражнение № 20. Выучить стихотворение.
Берёза.
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
(С. Есенин)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р’] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р’]  произносить длительно и мягко.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 [Р’]
Упражнение № 21. Выучить стихотворение.
Марина.
У моей сестры Марины
Щёки, словно мандарины.
А сама сестра Марина
Чуть побольше мандарина.
(С. Коган)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р’] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р’]  произносить длительно и мягко.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р’]
Упражнение № 22. Выучить считалку.
У реки росла рябина.
А река текла, рябила.
Посредине глубина.
Там гуляла рыбина.
Эта рыба, рыбий царь,
Называется пескарь.
(Г. Сапгир)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р’] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р’]  произносить длительно и мягко.
Читать считалку выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р’]
Упражнение № 23. Выучить стихотворение.
Берёза.
Если б дали берёзе расчёску,
Изменила б берёза причёску:
В речку, как в зеркало глада,
Расчесала б кудрявые пряди,
И вошло бы у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.
(И. Токмакова)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р’] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р’]  произносить длительно и мягко.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 [Р’]

Упражнение № 24. Выучить стихотворение.
Снегирики – снегири.
Снегирики – снегири                А когда я вышел в сад,
На дворики у двери.                  То от них услышал:
Я насыпал за порог                    - Ты добрее всех ребят,
Гречку, семечки, творог.          Молодчина, Гриша!
(П. Воронько)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [р’] кончик языка вибрировал у альвеол. Звук [р’] произносить длительно и мягко.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р] – [Р’]

Упражнение № 1. Произносить (читать) слоги.

ра – ря                            ри – ры
ря – ра                            ра – ря – ре
ро – рё                            ре – ря – ра
рё – ро                            ро – рё – ри
рё – ро                            ре – ры – ри
ру – рю                           ру – рю – ре
рю – ру                           ро – ре – ри
Следить за тем, чтобы звуки [р] и [р’] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [р’] произносить длительно.

[Р] – [Р’]

Упражнение № 2. Произносить (читать) слова.

Рад – ряд, рады – рядом, Нюра – Варя, Жора – Боря, кора – корявый, парад – наряд, гора – горячий, парадный – нарядный, дыра – дырявый, играть – нырять, роза – берёза, рожки – серёжки, воронка – верёвка, морозы – берёзы, робкий – рёбрышко, коровка – Бурёнка, народ – вперёд, порог – ларёк, шары – шарики, комары – комарики, рысь – рис, корыто – Рита, рычать – кричать.
Следить за тем, чтобы звуки [р] и [р’] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [р’] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 [Р] – [Р’]

Упражнение № 3. Произносить (читать) слова.

Руки – брюки, рубка – рюмка, сахару – пахарю, беру – варю, берусь – борюсь, рукав – рюкзак, круг – крюк, фрукты – урюк, стручок – крючок, жар – жарь, удар – ударь, сыр – пузырь, хор – хорь, горка – горько, зорко – зорька, дверной – дверь, букварный – букварь, январский – январь, горы – гористый, куры – курица, пары – парить, пожары – пожарить, рыбки – грибки.
Следить за тем, чтобы звуки [р] и [р’] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [р’] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р] – [Р’]

Упражнение № 4. Произносить (читать) предложения.
Брат чистит пряжку на ремне. Мама будет проверять мою тетрадь. Нюра и Варя  рады, они сидят рядом. Всё у школьников в порядке – перья, ручки и тетрадки. В страхе спрятались вороны. Говорят, мой брат – герой. Красавица черёмуха над речкой расцвела. Сережа взял свою тетрадь, озёра начал повторять. Раз, два, три, четыре, пять, будем в прятки мы играть! Хорошо играть нам в прятки на лугу среди травы.
Следить за тем, чтобы звуки [р] и [р’] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [р’] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р] – [Р’]

Упражнение № 5. Произносить (читать) предложения.
Идут полки за рядом ряд – на Красной площади парад. Осторожные берёзы прячут листья от мороза. Три сороки, три трещотки потеряли по три щётки: три – сегодня, три - вчера, три – ещё позавчера. Разговорами кашу не сваришь. Рыба в реке – не в руке. Рыбка хороша, да бережок крут. Рот не огород: не затворить ворот. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Не мудри без меры – перемудришь. Три тропинки, три тропки.
Следить за тем, чтобы звуки [р] и [р’] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [р’] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Р’]

Упражнение № 7. Выучить загадки.

Не говорит, не рассказывает, а всем пример показывает. (Плакат)
Разноцветное коромысло над рекою повисло. (Радуга)
Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам. (Верблюд)
До чего народ доходит – самовар в упряжке ходит!
(Паровоз)
Следить за тем, чтобы звуки [р] и [р’] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [р’] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р] – [Р’]

Упражнение № 9. Выучить загадку.

Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землёй.
(Метро)
Следить за тем, чтобы звуки [р] и [р’] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [р’] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р] – [Р’]

Упражнение № 10. Выучить загадку.

Когда он в клетке, то приятен,
На шкуре много чёрных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко,
Как лев и тигр, похож на кошку.
(Гепард)
Следить за тем, чтобы звуки [р] и [р’] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [р’] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 [Р] – [Р’]

Упражнение № 8. Выучить загадки.

Кто без рук через реки мосты строит? (Мороз)
Сто один брат, все в один ряд
Вместе связаны стоят. (Плетень)
Без рук, без топорёнка построена избёнка. (Гнездо)
Пришла барыня в коричневом сарафане.
Стали барышню разряжать, стали плакать и рыдать.
(Луковица)
Следить за тем, чтобы звуки [р] и [р’] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [р’] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р] – [Р’]

Упражнение № 11. Выучить загадки.
По деревьям скок да скок –
Живой порхает огонёк.
(Белка)
Наши поросятки выросли на грядке.
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки.
(Огурцы)
Следить за тем, чтобы звуки [р] и [р’] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [р’] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р] – [Р’]

Упражнение № 6. Правильно и быстро произносить скороговорки.
Баран – буян залез в бурьян. Кашевар кашу варил, подваривал да не доваривал. В огороде старика репка выросла крепка. На горе, на горке герой наш Егорка. На горке горько ревёт Егорка. Тридцать три вагона в ряд тарахтят, тарахтят. Три сороки – тараторки тараторили на горке. Съел молодец тридцать три порога с пирогом, да все с творогом. Гори дрова жарко – приедет Захарка.
Следить за тем, чтобы звуки [р] и [р’] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [р’] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Р’]

Упражнение № 12. Выучить загадку.

А на этой грядке
Горькие загадки,
Тридцать три одёжки,
И все без застёжки.
Кто их раздевает –
Тот слёзы проливает.
(Лук)
Следить за тем, чтобы звуки [р] и [р’] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [р’] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р] – [Р’]

Упражнение № 13. Выучить стихотворение.

Как большой сидит Андрюшка
На ковре перед крыльцом.
У него в руках игрушка –
Погремушка с бубенцом.
(А. Барто)

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [р’] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [р’] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р] – [Р’]
Упражнение № 14. Выучить стихотворение.

Черепаха как-то раз
На пригорок взобралась,
Чтобы ноги поразмять
На припёке подремать.
(О. Дриз)

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [р’] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [р’] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 [Р] – [Р’]

Упражнение № 15. Выучить чистоговорку.

Променяла Парасковья карася
На три пары чёрно-бурых поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята,
Да не все.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [р’] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [р’] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р] – [Р’]

Упражнение № 16. Выучить стихотворение.

Воробей с берёзы
На дорогу – прыг!
Больше нет мороза,
Чик – чирик – чирик!


Следить за тем, чтобы звуки [р] и [р’] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [р’] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р] – [Р’]

Упражнение № 17. Выучить стихотворение.

Во дворе горка, под горкой норка.
В этой норке крот, норку стережёт.

Рано на кровать, рано вставать –
Горя и хвори не будете знать!
(С. Маршак)
Следить за тем, чтобы звуки [р] и [р’] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [р’] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Р’]

Упражнение № 18. Выучить стихотворение.
Две руки.
Две сестрицы – две руки.
Рубят, строят, роют,
Рвут на грядке сорняки
И друг друга моют.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [р’] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [р’] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р] – [Р’]

Упражнение № 19. Выучить стихотворение.

Тряс и тряс портфель Тарас,
Чтоб найти тетрадки.
Но тетрадки каждый раз
С ним играли в прятки.
(Л. Яковлев)
Следить за тем, чтобы звуки [р] и [р’] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [р’] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р] – [Р’]

Упражнение № 20. Выучить стихотворение.

Носит мама – кенгуру
В тёплой сумке детвору.
А ребятки – кенгурятки
Целый день играют в прятки.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [р’] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [р’] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 [Р] – [Р’]

Упражнение № 21. Выучить стихотворение.

Собирала Маргарита
Маргаритки на горе.
Растеряла Маргарита
Маргаритки на траве.
(Н. Кончаловская)
Следить за тем, чтобы звуки [р] и [р’] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [р’] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р] – [Р’]

Упражнение № 22. Выучить стихотворение.

У нас в реке живут бобры,
Бобры бодры, бобры добры.
Мудры плотин строители
Бобры – речные жители.
(В. Лифшиц)
Следить за тем, чтобы звуки [р] и [р’] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [р’] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р] – [Р’]

Упражнение № 23. Выучить стихотворение.
Егор и забор.
Во дворе стоит забор.
На забор полез Егор.
- Куд – куда! – кричит петух. –
Разорвёшь все перья в пух!

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [р’] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [р’] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 [Р] – [Р’]

Упражнение № 24. Выучить стихотворение.
Раковина.
Я раковину эту в коробке берегу.
Она лежала раньше в песке на берегу.
Мой дедушка с Кавказа привёз её с собой.
Её приложишь к уху – а в ней шумит прибой.
(А. Барто)
Следить за тем, чтобы звуки [р] и [р’] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [р’] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Р’]

Упражнение № 25. Выучить стихотворение.
Барабан.
Левой, правой! Левой, правой!
На парад идёт отряд.
На парад идёт отряд.
Барабанщик очень рад.
Барабанит, барабанит полтора часа подряд.
(А. Барто)
Следить за тем, чтобы звуки [р] и [р’] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [р’] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р] – [Р’]

Упражнение № 26. Выучить стихотворение.
Рыбак и червяк.
- Ты давно, рыбак, рыбачишь на Днепре?
- Я пришёл сюда на ранней заре.
- Где же рыба? – я спросил у рыбака.
- Не ловил – учил я плавать червяка!
(Г. Бойко)
Следить за тем, чтобы звуки [р] и [р’] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [р’] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 [Р] – [Р’]

Упражнение № 27. Выучить стихотворение.

От Камчатки до Арбата
В сентябре в стране у нас
Первоклассные ребята
Поступают в первый класс.
(А. Стройло)
Следить за тем, чтобы звуки [р] и [р’] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [р’] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р] – [Р’]

Упражнение № 28. Выучить стихотворение.

Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки.
Раз Егорка,
Два Егорка,
Три Егорка…

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [р’] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [р’] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р] – [Р’]

Упражнение № 29. Выучить стихотворение.
На верёвочке у Вари
Красный шарик с петушком.
Ой, какой красивый шарик!
Все мечтают о таком.
Но поднялся ветер вдруг –
Шарик выхватил из рук.
(З. Александрова)
Следить за тем, чтобы звуки [р] и [р’] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [р’] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Р’]

Упражнение № 30. Выучить стихотворение.

На горушке три забора,            У среднего забора не Егор,
Три избушки три Егора.           А пол – Егора,
Справа – дедушка Егор,            Потому что он пока –
Слева – дядюшка Егор,            От горшка два вершка.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [р’] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [р’] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р] – [Р’]

Упражнение № 31. Выучить стихотворение.
Детство.
Вот моя деревня,                         Вот свернулись санки,
Вот мой дом родной;                  И я на бок – хлоп!
Вот качусь я в санках                  Кубарем качусь я
По горе крутой;                           Под гору в сугроб.
(И. Суриков)
Следить за тем, чтобы звуки [р] и [р’] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [р’] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р] – [Р’]

Упражнение № 32. Выучить стихотворение.

На картонке три картинки.
На одной картинке – кот.
На другой картинке – кринка,
А на третьей на картинке
Хитрый кот из красной кринки
Молоко лакает, пьёт.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [р’] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [р’] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 [Р] – [Р’]

Упражнение № 33. Выучить стихотворение.

Спускался я с пригорка                 Когда же шёл я бодро
И вёдра нёс в руках -                     От речки до ворот –
Бренчали два ведёрка                    Помалкивали вёдра,
О всяких пустяках.                         Воды набравши в рот…
(А. Шалыгин)
Следить за тем, чтобы звуки [р] и [р’] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [р’] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р] – [Р’]

Упражнение № 34. Выучить стихотворение.
Через прозрачный шарик.
Прозрачный красный шарик        Я вижу речку красную,
На нитке я держу                           И красный солнца шар,
Через прозрачный шарик          И много – много красного,
На всё вокруг гляжу.                  Как будто всё – пожар.
(Н. Сидельникова)
Следить за тем, чтобы звуки [р] и [р’] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [р’] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

1 комментарий: