Очень часто мне задают вопрос. Что с моим ребенком, он стал запинаться и повторять слоги и слова? У него, что-заикание? Сегодня я бы хотела разделить 2 логопедических понятия понятия: "итерации" и "заикание"
Физиологические итерации
Физиологические итерации
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Физиологические
итерации (лат. iteracio — повторение) —
повторения детьми некоторых звуков или слогов, обусловленные возрастными
несовершенствами деятельности слухового и
речедвигательных анализаторов в период формирования речи в дошкольном возрасте.
Чешский
ученый М. Зееман
считал, что итерации начинают проявляться ещё в стадии «агукания», а затем в
стадии появления первых самостоятельных слов. Однако преобладает точка зрения,
что у большинства детей (в 80 % случаев) итерации наиболее ярко
проявляются в период формирования фразовой речи. Ф. А. Рау также говорил о
подобных явлениях детской речи, отмечая их как персеверации (застревания).
Причину этих явлений он видит в том, что у дошкольников слуховые и
кинестетические образы многих слов ещё недостаточно четки. А нечеткость
словесных образов приводит к ошибочному их воспроизведению. Вот почему речь
детей содержит много повторений, неточностей, перестановок.
Физиологические
итерации относятся к числу возрастных нарушений темпо-ритмической стороны
устной речи и наиболее ярко они проявляются в период формирования фразовой
речи, то есть с 2-х лет.
В
речевом развитии детей отмечаются периоды, когда их нервная система испытывает
большое напряжение. Физиологические запинки, повторения в речи ребёнка являются
следствием того, что развитие мышления ребёнка опережает развитие его речевых
возможностей, которые, в свою очередь, ограничены периодом формирования самой
речи и её аппарата. А также выявляется значительное несоответствие между пока
ещё недостаточно оформленным речевым дыханием и психической возможностью
произнесения сложных фраз. Психическая сторона речи в этот период опережает
возможности её моторной реализации.
В
период формирования речи отмечается следующая её особенность: дети повторяют
некоторые звуки или слоги. Причём сами они не замечают подобных явлений, и,
следовательно, такие итерации не препятствуют нормальному речевому общению. К
этому периоду ребёнок уже многое понимает, а ещё больше хочет знать. Вся его
деятельность и общение с окружающими эмоционально насыщены. Все это приводит к
тому, что речь ребёнка от 2 до 5 лет обычно полна различного рода повторами,
перестановками, спотыканиями, хаотичностью, разбросанностью, нечёткостью
звукопроизношения и фразового оформления и прочими несовершенствами.
Подобное
состояние речи у детей является естественным на определённом этапе их развития.
Постепенно благодаря постоянному речевому общению ребёнка с окружающими, их
воспитательному воздействию в результате систематической речевой практики к 4-5
г. у детей полностью исчезают такие переходные явления, как итерации и другие
несовершенства фонетики. А это означает, что в коре головного мозга ребёнка
образовались четкие, прочные слуховые и кинестетические образы слов и
словосочетаний. И в дальнейшем ребёнок оказывается в состоянии не только
управлять работой своих речевых органов, но и контролировать её, а в случаях
необходимости исправлять допущенные фонетические ошибки. Однако при нервной
ослабленности ребёнка, других неблагоприятных факторах (болезни, травма,
неправильные педагогические приемы) физиологические итерации могут
задерживаться у ребёнка и в дальнейшем перейти в заикание.
Заикание
внешне также выражается различными видами речевых запинок: многократные
повторения, напряжённое произнесение отдельных звуков или звукосочетаний,
внезапное прерывание речи молчанием, и разные совокупности этих проявлений.
Большое количество итераций часто наблюдается у детей с невротической формой
заикания, что нередко привлекает внимание окружающих. Но если в норме
наибольшее количество итераций совпадает с интенсивным периодом формирования
развернутой фразовой речи и ограничено во времени 2-3-мя месяцами, то у детей
данной группы количество итераций может оставаться значительным на протяжении более
длительного времени. Заикание возникает чаще всего остро на фоне развитой
фразовой речи после перенесенной психической травмы (с 2 до 6 лет).
Физиологические
итерации относятся к запинкам несудорожного характера. Причины возникновения
запинок несудорожного характера:
- Неравномерное развитие мышления и речевых возможностей ребёнка. Речевые запинки здесь — результат возрастной недостаточности в координации мышления и речи или возрастных несовершенств речевого аппарата ребёнка, его словарного запаса, выразительных средств (физиологические запинки);
- Задержки психофизического развития в результате перенесённых болезней, травм, неблагоприятной наследственности;
- Недостатки речи: звукопроизношения, слово- и фразообразования;
- Безудержно-быстрая, хаотическая речь;
- Неблагоприятное речевое окружение.
Таким
образом, итерации в детской речи вполне закономерное, естественное явление. Они
и называются физиологическими потому, что ничего общего не имеют с патологией,
а свойственны раннему периоду развития речи дошкольников.
Заикание- это нарушение речи, которому свойственны запинки судорожного характера. В речевой мускулатуре возникает судорога, которая не позволяет ребенку говорить плавно, без запинок!!!
Отличие от заикания
Внешние проявления заикания весьма
напоминают итерации: ребенок многократно повторяет слоги или звуки, при
этом напряжение при повторе звука-слога-слова очевидно и носит
судорожный характер. Речь может внезапно прерываться достаточно
длительной паузой. Большое количество таких запинок или сочетание
различных «спотыканий» и пауз характерно для детей с невротической
формой заикания. При этом запинки и паузы проявляются и после периода
становления речи, то есть с 2 до 6 лет, и сохраняются более долгое время
(более 2-3 месяцев) и очевидны на фоне хорошо развитой фразовой речи.
Если итерации появляются в речи как показатель развития и
совершенствования познавательной активности и формирования словаря и
грамматической стороны речи ребенка, то заикание чаще всего появляется
остро и чаще всего после перенесенной психической травмы.
Если внимательно наблюдать за речью
своего ребенка, вы поймете, что он вступил в фазу становления и
совершенствования своего умения говорить. Следите за «почемучками»,
отвечайте на их вопросы просто, но в то же время правдиво, ненавязчиво
поправляйте ошибки и просите правильно повторить слово. Со временем
ребенок научится повторять за вами правильный вариант произношения и
будет использовать привычный (нормальный) вариант слов. Если же вы
видите, что задержка фразы, неправильное произношение или длительные
паузы в речи связаны с судорожными явлениями, если ребенок мучительно
пытается начать фразу и не может, возможно, это заикание, для лечения
которого важно своевременное обращение к логопеду.
Если вы сомневаетесь, физиологические
итерации у крохи или заикание, не стесняйтесь обращаться к специалистам –
ваш ребенок важнее комплексов, и его здоровье и успешность должны
побороть все ваши родительские стеснения. Совершенствуйте свои и детские
коммуникативные навыки, расширяйте словарный запас и будьте уверены: в
будущем такая работа принесет свои плоды.
Комментариев нет:
Отправить комментарий