понедельник, 5 мая 2014 г.

пособие для логопедов Архиповой Е.Ф. Постановка звуков при дислалии

Не так давно посетила семинар Е.Ф. Архиповой и спешу поделиться материалами. Дорогие коллеги, этот материал для Вас. Будет несколько публикаций. Я живу в Москве и стараюсь не пропускать семинары Елены Филипповны. Для меня она гуру.



Памятка логопеду










Виды дислалии.
Постановка звуков.
Приемы коррекционной работы.

пособие
Архиповой Е.Ф.
Внимание!

1.               Логопедическая работа проводится в единстве с работой по развитию речи и мышления.
2.               При постановке звука следует широко использовать опору на различные анализаторы (слуховой, зрительный, кожный, двигательный).
3.               Содержание речевого материала должно быть доступным и понятным ребенку.
4.               На протяжении всех занятий необходимо использовать приёмы, вызывающие у детей положительные эмоции: одобрение, похвалу, поощрение.




Последовательность этапов логопедической работы:

1.               Развитие слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука.
2.               Артикуляционная гимнастика.
3.               Постановка звука.
4.               Автоматизация звука.
5.               Дифференциация формируемого и смешиваемого звука в произношении.



Последовательность автоматизации поставленного звука:

1.               Автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных).
2.               Автоматизация звука в словах (в начале, в середине и в конце слова).
3.               Автоматизация звука в предложениях.
4.               Автоматизация звука в чистоговорках и стихах.
5.               Автоматизация звука в коротких, а затем в длинных рассказах.
6.               Автоматизация звука в разговорной речи.


Виды сигматизма. Их исправление.

Сигматизм - недостатки произношения свистящих и шипящих звуков.
Парасигматизм - замены свистящих звуков шипящими или другими звуками русского языка.

1.      Межзубный сигматизм - при произнесении свистящих или шипящих звуков (иногда и тех и других) кончик языка просовывается между нижними и верхними резцами, отчего получается шепелявый звук.

Подпись: Рис.1 Межзубный сигматизмС - Логопед предлагает сблизить зубы и в этом положении произнести звук С. Если звук не четкий, логопед зондом или концом шпателя нажимает на кончик языка, опустив его за нижние резцы. Придерживая язык в таком положении, изолированно произносится звук С, затем в сочетании с согласными А, О, У, Ы в прямых и обратных словах.

З - Логопед предлагает логопату произнести звук С и при этом подключить голос.

Профили артикуляции [C, C’]
Профили артикуляции [З, З’]
Рис. 2 Профиль артикуляции звуков С
                        Cв норме
Рис. 3 Профиль артикуляции звуков З
                        З’ в норме

Профиль артикуляции [Ц]
Рис. 4 Профиль артикуляции звука Ц в норме               Ц= Т + С
Ц - Медленно произносятся подряд звуки Т - С, затем с ускоренным темпом. Добиваемся слитного перехода от звука Т к звуку С (ТС). Произнесение обратных слогов АЦ, ОЦ, УЦ поможет логопату понять, что первичен звук Т (взрыв), а затем идет С - Ц является составным звуком.
Дифференцируем простой звук С и составной Ц с помощью многократного сопоставления слогов АЦ - АС.

2.      Губно-зубной сигматизм - свистящие или шипящие звуки (иногда и те и другие) произносятся подобно звукам Ф(С) и В(З). Нижняя губа поднята к верхним резцам, образуя сужение, через которое проходит выдыхаемая струя воздуха, а язык находится в положении звука С.
Логопед предлагает логопату произносить звук С при раздвинутых губах и обнаженных краях резцов (показ в зеркале). Возможна помощь логопеда - он придерживает нижнюю губу, обнажая резцы.
Подпись: Рис.5 Губно-зубной сигматизмЗатем звук С произносится в сочетании с гласными с помощью логопеда, затем - без.

3. Призубный сигматизм (парасигматизм) – при произнесении свистящих звуков кончик языка упирается в края верхних и нижних резцов, образуя затор и мешая проходу воздуха через зубную щель. Поэтому вместо звуков С и З слышатся Т и Д (суп - туп, зима - дима).
















Рис.6 Призубный сигматизм

 
 
2 приёма коррекции
Легким нажимом шпателя или кончиком зонда на передний край языка опустить его на нижние резцы. Даём спокойно выйти воздуху через зубную щель.
Логопат держит передний край языка между нижними и верхними резцами, широко его распластав. Вдыхает воздух, ощущает его струю на кончике языка, воспроизводит звук, похожий на шепелявое С.
Логопед слегка нажимает шпателем на распластанный передний край языка, постепенно отодвигая его за нижние резцы.

После верного изолированного произнесения звука С без помощи логопеда, С включается в слоги, идет дифференциация С,З и Ц.

4. Шипящий сигматизм - кончик языка оттянут от нижних резов в глубь ротовой полости, спинка языка резко выгнута по направлению к твердому нёбу. Вместо свиста слышится смягченное Ш или Ж (собака - шябака, замок - жямок).
Подпись: Рис.7 Шипящий сигматизмЛогопат держит передний край языка между нижними и верхними резцами, широко его распластав. Вдыхает воздух, ощущает его струю на кончике языка, воспроизводит звук, похожий на шепелявое С.
Отучиваем логопата от привычки напрягать язык и оттягивать его в глубь рта - задерживаемся на стадии межзубного произношения С в слогах, словах, фразах.
После окончательного закрепления кончика языка в таком положении, переводим его за нижние резцы.

5. Боковой сигматизм (односторонний/двусторонний) - свистящие и шипящие произносятся:
а)      кончик языка упирается в альвеолы, а весь язык ложится ребром; один из его краев поднимается к внутренней стороне коренных зубов, пропуская выдыхаемый воздух по боковым краям языка («хлюпающий» звук);
б)      кончик языка упирается в верхние альвеолы, пропуская воздух по бокам, как при звуке Л.

Подпись: Рис.8 Боковой сигматизмПриучаем логопата дуть с просунутым между губами широко распластанным передним краем языка - первоначальное упражнение.
Дутьё при межзубном положении переднего края языка.
Введение слоговых упражнений, слов, фраз со звуком С. Постепенное переведение языка за нижние резцы (по показу логопеда, с помощью механической помощи). Закрепление верного произношения в кинестетическом ощущении логопата, в его слуховом представлении.

6. Носовой сигматизм - свистящие и/или шипящие произносятся в неверном положении языка: корень поднимается и примыкает к мягкому нёбу, которое опускается и образует проход для выдыхаемого воздуха через нос (слышится звук, похожий на X с гнусавым оттенком).
С - Предварительная работа над формированием правильного выдоха воздушной струи через середину ротовой полости (Упр: «задувание свечи, спички», «подуть на бумажку») -проводятся при межгубном, затем при межзубном положении языка.
Достигнув временного шепелявого произношения С, логопату даются упражнения на этот звук в слогах, словах, фразах.
Переводим кончик языка за нижние резцы.
Подпись: Рис.9 Носовой сигматизмЗ- прием осязания вибрации гортани.
Проводить четкую (устную и письменную) дифференциацию звонкого З и глухого С.

7.Свистящий сигматизм – шипящие звуки произносятся как свистящие (шапка=сапка, жук=зук и т.п.). Язык находится в нижнем положении. Для исправления необходимы упражнения, направленные на выработку правильного  верхнего ( у альвеол) в форме чашечки положения языка.


Постановка шипящих звуков.

·                   Логопед предлагает логопату произносить звук С, подводит шпатель или зонд под кончик языка, поднимает его за верхние альвеолы. С меняется на Ш, З - на Ж.
·                    
Профиль артикуляции [Ш]
Профиль артикуляции [Ж]
Рис. 10 Профиль артикуляции звука Ш
Рис. 11 Профиль артикуляции звука Ж

·                   Логопед приучает логопата удерживать язык в таком положении. Обеспечивает необходимое выдвижение губ - нажимает на углы его рта.
·                   Ш и Ж закрепляется в слогах, словах и фразах, контроль над положением губ и языка в зеркале.
·                   Выполнение устных и письменных упражнений на дифференциацию Ш и Ж, З и С.
·                   Постановка Ч - логопат произносить слог АТЬ, логопед подкладывает шпатель или зонд под передний край языка, поднимает его к альвеолам верхних резцов + нажатие пальцами на уголки рта, выдвижение их вперед. АТЬ - АЧ.
·                   Закрепление звука в кинестетическом и слуховом представлении, самостоятельное произнесение звуков в обратных и прямых слогах, словах, фразах.
·                   Устные и письменные упражнения на дифференциацию звука С, Ц, Ч.
·                   Постановка Ш - логопат произносит длительно смягченный Ш (ШЫНЬ) или слог АСЬ, логопед поднимает зондом или шпателя кончик языка к верхним альвеолам. ШЫНЬ-Ш.
Профиль артикуляции [Щ]
Профиль артикуляции [Ч]
Рис. 12 Профиль артикуляции звука Щ в норме
Рис. 13 Профиль артикуляции звука Ч в норме.                Ч= Т’+Ш
·                   Закрепление звука в прямых слогах в обратных, словах, фразах.
·                   Устные и письменные упражнения на дифференциацию звуков Щ, С, Ш.



Дифференциация звуков при сигматизме:

1)  С-3
2)  С-Ц
3)  С-З-Ц
4)  Ш-Ж
5)  С-Ш
6)  З-Ж
7)  С-Ч
8)  Ц-Ч
9)  С-Щ


Ротацизм. Его исправление.

Ротацизм - недостатки произношения фонем Р и Р*, которые выражаются в искажениях этих фонем
Параротацизм - произношения фонем Р и Р*, которые выражаются в заменах их другими звуками.
Профиль артикуляции [Р]
Профиль артикуляции [Р’]
Рис. 14 Профиль артикуляции звука Р
Рис. 15 Профиль артикуляции звука Р’

1.     Велярное Р - корневая часть языка сближается с нижним краем мягкого неба и образует с ним щель; выдыхаемый воздух, проходя через эту щель, вызывает мелкую беспорядочную вибрацию мягкого нёба; возникает шум, который примешиваясь к тону голоса, сообщает ему специфическое дефектное звучание.

Подпись:  Рис. 16.  Ротацизм горловой
велярный


2.     Увулярное Р - вибрирует только язычок, при этом слышится отчётливый рокот.





Подпись:  Рис. 17.  Ротацизм горловой
увулярный



3.     Одноударное Р - передний край языка лишь 1 раз прикасается к альвеолам, вибрация отсутствует. Длительный рокочущий звук не удается.
Боковое Р - вместо вибрации переднего края языка взрывается смычка между его боковым краем и коренными зубами.




Подпись:  Рис. 18.  Ротацизм боковой

4.     Щёчное Р - резкое искажение звука обусловлено тем, что струя выдыхаемого воздуха проходит через щель, образуемую между боковым краем языка и верхними коренными зубами, приводя в колебание щеку.


Подпись:  Рис. 19.  Ротацизм носовой


Параротацизм - замена звука Р звуками:
ü Р*
ü Л
ü Л*
ü Й (i)
ü Г
ü Д

Параротацизмы
Рис. 20.   Р=Л
Рис. 21.   Р=j [Й]
Рис. 22.   Р=В
Рис. 23.   Р=Ы

Причины ротацизма:

1)    короткая подъязычная связка
2)    узкое и высокое нёбо
3)    чрезмерно узкий или массивный, либо недостаточно пластичный язык


Исправление ротацизма.

Подготовительные упражнения
Упражнения, направленные на получение фрикативного Р (артикулируется как нормальный Р, но без вибрации), добившись правильного расположения языка.
Упражнения, направленные на выработку вибрации языка.

1.     Предлагаем ребенку произнести протяжно фонему Ж (если он правильно произносит верхние Ш и Ж) при несколько открытом рте, без округления губ и переместить передний край языка немного вперед к дёснам верхних резцов. Закрепляем фрикативный Р в слогах, словах и фразах, не ожидаясь усвоения вибрации. Полученный звук должен произноситься с достаточным напором выдыхаемого воздуха (ясно слышен голос и шум воздуха) при минимальной щели между передним краем языка и дёснами.

2.     Для выработки вибрации - быстрое повторение на одном выдохе звука Д, артикулируемого особым образом при несколько открытом рте и при смыкании переднего края языка не с резцами, а с дёснами верхних резцов (или с альвеолами).

Сначала - 2,Зкратного равномерного повторения звука Д (дд, дд, дд, ддд, ддд, ддд). Затем из тех же повторений, но с усилением последнего звука (дД, дД, ддД, ддД). Далее из много кратного повторения звука Д, как равномерного (ддддддддд...), так и с ритмическим выделением: например, каждого 3-его звука серий (ддД ддД ддД ддД...).
Работает только язык при неподвижном положении челюсти. Затем присоединяем к раду звуков Д гласный в конце: ддддА, дддЫ.
3.  Для выработки вибрации (приём №2) - во время длительного произнесения фрикативного Р, под язык подкладывают зонд с шариком на конце. Шарик приводят в соприкосновение с нижней поверхностью языка, после чего быстрыми движениями зонда вправо-влево вызывается механическое колебание языка, попеременно смыкания и размыкания его переднего края с альвеолами, (вместо зонда - палец ребенка).
4.  После достижения вибрации, добиваемся автоматизации усвоенной артикуляции и избавляемся от излишне раскатистого произношения Р с помощью упражнений на материале слогов, слов и фраз, произносимых в постепенно убыстряющимся темпе.
5.  После твёрдого Р, добиваемся появления Р*, если сначала появляется Р* - работаем над Р.
Ламбдацизм.
Его исправление.

Ламбдацизм - недостатки произношения звуков Л и Л*.

Ламбдацизм
Рис. 24. Межзубный
Рис. 25. Носовой


Параламбдацизм - разновидность дефекта, которая выражается в замене звуков Л и Л* какими-либо другими.
Обычно неверно произносится лишь твердый Л.

Параламбдацизмы
Рис. 26.   Л=В
Рис. 27.   Л=У
Рис. 28.   Л=j [Й]
Рис. 29.   Л=Ы

Разновидности недостатков произношения Л:

1.     Удлинение смежных гласных (аампа - лампа, паака - палка, стоо - стол)
2.     Произнесение Л в виде краткого гласного звука типа Ы (ыампа - лампа, паыка - палка, стоы - стол)
3.     Замена Л фонемой Й (йампа - лампа, пайка - палка, стой -стол)
4.     Замена Л фонемой Н (нампа, панка, стон)
5.     Произнесение Л в виде заднеязычного носового звука НГ (нгампа, нгапа - лапа).
6.     Произнесение в качестве Л звука В или краткого У, при этом язык оттянут в глубь рта, как при гласном У.
Основная причина - укороченная подъязычная уздечка.

Исправление ламбдацизма.
1.     смотрясь в зеркало, свободно высунуть язык и зажать его между зубами.
2.     не меняя положение языка протянуть А или Ы.
3.     логопед формулирует инструкцию, показывает - при таком же положении органов должен получиться звук Л.
4.     произнесение звука в слогах с гласным А: в закрытом слоге АЛ, между гласными - АЛА, в закрытом слоге- АЛ.
5.     вводим слоги с гласными Ы, О, У
6.     Л* ставится от Л с помощью слогов с гласными И, Е.
7.     сопоставление слогов с Л и Л* (ла - ля, ло - лё)
8.     в случае параламбдацизма проводим упражнения на выработку дифференциации нового звука и того, которым о заменялся.

Дефект нёбных звуков (К-К*, Г-Г*, Х-Х*, Й).
Их исправление.

I.                  Каппацизм - недостатки произношении звуков К и К*.

Профиль артикуляции [К]
Рис. 30 Профиль артикуляции звука К в норме

Виды:
А) вместо К слышится характерный негромкий гортанный щелчок,
Б) замена взрывного К фрикативным X
                                                                             Паракаппацизмы
В) К заменяется Т

Исправление:
1 способ - подражание с показом артикуляции перед зеркалом.
2 способ - механический. Ребенка побуждают произнести слоги ТА-ТА-ТА, затем при произнесении ТА нажимают шпателем на переднюю часть спинки языка и удерживают её за нижними резцами ТА - ТЯ. С повтором упражнения более глубоко нажимают на язык: ТЯ - КЯ. Шпатель продвигаем еще глубже и получаем чистый звук К.
Добившись К получаем К*.

Паракаппацизм - недостатки произношении звуков К и К*, выраженные в замене данных звуков.
Исправляя замену К на Т или X упражнения на материале слогов, слов и фраз направляют на закрепление звука К, на дифференциацию этого звука с его заменителем.

II. Гаммацизм - недостатки произношения звуков Г и Г*

Профиль артикуляции [Г]
Рис. 31 Профиль артикуляции звука Г в норме

Виды:
A) вместо Г - гортанный щелчок
Б) южнорусский Г - как бы озвонченный X
B) гортанный, фрикативный, звук, образованный сближением и вибрацией голосовых складок (украинский Г)
Г) замена Г на Д - парагаммацизм.
Исправление:
1)    Ставим звук К, если он искажен.
2)    Дифференцируем К и Г (прикладываем руку ребенка к шее -выше гортани, для ощущения вибрации гортани и движения передней стенки глотки, которое возникает под давлением воздуха, скапливающегося в ней до взрыва воздуха)
3)    Ребенок пытается произнести звук.

ИЛИ Механический способ: ставим К от Д. ДА - ДЯ, затем ДЯ - ГЯ - ГА (см.каппацизм, 2 способ)
4)    Упражнения на материале слогов, слов и фраз.

Парагаммацизм - недостатки произношении звуков Г и Г*, выраженные в замене данных звуков.
Исправляя замену К на Д упражнения на материале слогов, слов и фраз направляют на закрепление звука Г, на дифференциацию этого звука с его заменителем.


II.               Хитизм - недостатки произношения звуков X и X*.

Профиль артикуляции [Х]
Рис. 32 Профиль артикуляции звука Х в норме

Виды:
А) нарушение нормального звучания X - слышится ослабленный гортанный шум, который возникает в следствие того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути щель, образуемую не языком и небом, а сближенными голосовыми складками.
Б) замена X на К - парахитизм - язык активно участвует в артикуляции, однако вместо щели образует с нёбом смычку.
Исправление:
1)    Пытаемся получить правильное произношение X исходя из звука К и сопровождая артикуляцию придыханием. Результат - КХ.
2)    Отделяем фрикативную часть от взрывной.
3)    Закрепляем полученную артикуляцию упражнением.

ИЛИ - постановка X от С механическим способом, используя слоги СА-А-А - СЯ - ЩА. СА - ХЯ- ХА (см.каппацизм 2 способ).


III.           Йотацизм - недостаток произношения звука Й.

Профиль артикуляции j[Й]
Рис. 33 Профиль артикуляции звука j] в норме

Вид:
- замена Й на Л* (ляблоко - яблоко)
Исправление:
1 способ: временная замена Й на И - произнесение слогов (ИА, АИА) с протягиванием И, затем простейшие слова с восходящими или нисходящими дифтонгами: ИА - иаблоко, Ио - иожик, АИ -играй, ОИ - стой. Затем вводят сложные слова: маиак, смеиутся, обезьиана. Постепенно длительность И сокращается, из слогового звука он переходит в неслоговой.
2 способ: механическая постановка - Й ставим от З (см.каппацизм 2 способ) ЗА - ЖА - ИА. Далее идет работа со слогами с помощью шпателя АЗА - АЙА и т.д.


Дефекты озвончения.
Их исправление.
Дефект озвончения - произношение всех звонких, не зависимо от их способа и места образования, от твердости и мягкости, в виде соответствующих парных глухих звуков (терево - дерево, гуси -гуси, пулка - булка).
Часто этот недостаток сопутствует тугоухости.
Исправление:
1)    Постановка В (она обычно произносится верно, звонко).
Логопед протяжно произносит Ф, не прерывая воздуха включает голос и переходит на В (Ф__В__). Показывает вибрацию гортани при произнесении В. Затем упражнение вместе с логопедом проделывает ребенок, трогая рукой свою гортань и гортань логопеда.
2)    Постановка 3. (С__З__).
3)    Постановка Ж. (Ш__Ж__).
4)    Упражнения на материале слогов, слов и фраз, направленные на закрепление и дифференциацию поставленных звуков с их парами: 3-С, Ж-Ш.
5)    Постановка Б. Ребенок трехкратно повторяет слог БА-БА-БА, при этом удлиняя момент произнесения фонемы Б (когда голос ещё* звучит при сомкнутых губах - до взрыва). При переходе от слога к слогу голос звучит не прерывно, на одном выдохе. Ребенок ощущает вибрацию гортани, щёк.
6)    Закрепление верного воспроизведения звонких согласных на материале слогов, слов и фраз, закрепление их в речи, выработка навыка дифференциации этих звуков с парными глухими.

Т-Д
К-Г


Дефекты смягчения.
Их исправление.

Дефект смягчения – замена мягких согласных их твердыми парами (дада-дядя, утук-утюг, фонар-фонарь).

Исправление:
1 способ: Основан на подражании и предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении с их парными твёрдыми фонемами (ПА-ПЯ, МА-МЯ, ФА-ФЯ, АМА-АМЯ...).
Поясняем ребенку, что при произнесении твердых звуков, язык имеет плоскую форму, а при произнесении мягких - кончик языка упирается в нижние резцы, спина выгибается к твёрдому нёбу. Показываем ребенку различие в зеркале, побуждаем воспроизвести увиденное.
Ребенок повторяет за логопедом слоги с губными и язычно-зубными парными мягкими согласными: ПА-ПЯ, АПА-АПЯ, АП-АПЬ...Затем произносятся слова: ПЯТЬ, КАТЯ...
2 способ: Ребенок произносит гласный И, затем слог ПИ.
Если фонема П перед И смягчается, просим произнести ребенка ПИ шёпотом - так укорачивается И, после нескольких повторений получается отчетливое П*. Затем просим громко и шепотом ребенка произнести слог АПИ, получаем АП* - для закрепления П*. Затем переходим к открытому слогу - ПЯ, сначала отделяя согласную фонему от гласной П*__А__, а затем сливая их.
Продолжаем работу с другими звуками (М*, Ф*, В*).
3 способ: - механический (В более тяжёлых случаях).
См. постановку К от Т (см. каппацизм, 2 способ) Т превращаем с помощью шпателя в Т* с помощью механического удерживания языка внизу (приводит к образованию смычки с помощью спинки языка, это вызывает подъем спинки языка к нёбу).
+ закрепление полученных звуков в слогах, словах и фразах. Уделяем отдельное внимание упражнениям, направленным на дифференциацию звуков и их твёрдых вариантах (в произношении на слух).

Ш       Ч       Ц
Ж       Щ       j-мягк.

Комментариев нет:

Отправить комментарий