Особенности слоговой структуры слова у детей со стертой дизартрией
В отечественной литературе наиболее
широко представлено исследование слоговой структуры у детей с системными
нарушениями речи.
А.К. Маркова определяет слоговую
структуру слова как чередование ударных и безударных слогов различной степени
сложности. Слоговая структура слова характеризуется четырьмя параметрами: 1)
ударностью, 2) количеством слогов, 3) линейной последовательностью слогов, 4)
моделью самого слога. Логопед должен знать, как усложняется структура слов, и обследовать
тринадцать классов слоговых структур, которые являются наиболее частотными.
Цель этого обследования - не только определить те слоговые классы, которые
сформированы у ребенка, но и выявить те, которые необходимо сформировать.
Логопеду также необходимо определить тип нарушения слоговой структуры слова.
Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных
трудностей произношения слов сложной слоговой структуры до грубых нарушений.
Нарушения слоговой структуры по-разному
видоизменяют слоговой состав слова. Четко выделяются искажения, состоящие в
выраженном нарушении слогового состава слова. Слова могут быть деформированы за
счет:
1. Нарушения
количества слогов:
Ребенок не полностью воспроизводит
число слогов слова. При сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале
слова («на» - луна), в его середине («гуница» - гусеница), слово может
недоговариваться до конца («капу» - капуста).
В зависимости от степени недоразвития
речи, одни дети сокращают даже двусложное слово до односложного («ка» - каша,
«пи» - писал), другие затрудняются лишь на уровне четырехсложных структур,
заменяя их трехсложными («пувица» - пуговица).
- опускание словообразующей гласной.
Слоговая структура может сокращаться за
счет выпадения лишь слогообразующих гласных, в то время как другой элемент
слова - согласный сохраняется («просоник» - поросенок; «сахрница» - сахарница).
Данный вид нарушений слоговой структуры встречается реже.
б) Итерации
- увеличение числа слогов за счет
добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных
(«тарава» - трава). Такое удлинение структуры слова обусловлено своеобразным
расчлененным его произношением, представляющим собой как бы «раскладывание»
слова и особенно стечений согласных на составляющие звуки («дирижабил» - дирижабль).
2. Нарушения
последовательности слогов в слове:
- перестановка слогов в слове («деворе» -
дерево);
- перестановка звуков соседних слогов
(«гебемот» - бегемот). Данные искажения занимают особое место, при них число
слогов не нарушается, в то время как слоговой состав претерпевает грубые
нарушения.
3. Искажения
структуры отдельного слога:
- сокращение стечения согласных,
превращающее закрытый слог в открытый («капута» - капуста); слог со стечением
согласных - в слог без стечения («тул» - стул).
Данный дефект Филичева и Чиркина
выделяют как самый распространенный при произнесении слов различной слоговой
структуры детьми, страдающими ОНР.
- вставка согласных в слог («лимонт» -
лимон).
4. Антиципации,
т.е. уподобления одного слога другому («пипитан» - капитан; «вевесипед» -
велосипед).
5. Персеверации
(от греческого слова «упорствую»). Это инертное застревание на одном слоге
в слове («па-нанама» - панама; «вввалабей» - воробей).
Наиболее опасна персеверация первого
слога, т.к. этот вид нарушения слоговой структуры может перерасти в заикание.
6. Контаминации
- соединения частей двух слов («холодильница» - холодильник, хлебница).
Все перечисленные виды искажений
слогового состава слова очень распространены у детей с системными нарушениями
речи. Данные нарушения встречаются у детей с недоразвитием речи на разных (в
зависимости от уровня развития речи) ступенях слоговой трудности. Задерживающее
влияние слоговых искажений на процесс овладения речью усугубляется еще и тем,
что они отличаются большой стойкостью. Все эти особенности формирования
слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению
словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, а также, несомненно,
препятствует звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению
грамоте.
Комментариев нет:
Отправить комментарий