среда, 7 мая 2014 г.

Развитие речевой деятельности младших школьников с ЗПР в семье.



Развитие речевой деятельности младших школьников с ЗПР в семье.

Современный этап развития народного образования в нашей стране характеризуется усилением внимания к проблемам неуспеваемости детей в общеобразовательной средней школе, среди которых значительное место занимают дети с задержкой психического развития. Согласно исследованиям отечественных дефектологов, дети с задержкой психического развития имеют характерные особенности высшей нервной деятельности, познавательных процессов, различных психических функций. Особенно существенно отставание детей этой категории в развитии мышления и речи. Формирование и развитие речевой деятельности младших школьников с задержкой психического развития - обязательное условие их общения в среде сверстников и взрослых людей. В ходе филологической подготовки в школе проблемным детям необходимо овладевать разными видами речевой деятельности: чтением, говорением, слушанием и письмом. Основное место в решении этой задачи принадлежит педагогам.
В то же время нельзя недооценивать роль родителей в развитии речевой деятельности детей с психической недостаточностью. Под руководством учителя-дефектолога родители могут содействовать расширению речевой практики ребенка, закреплению полученных в школе навыков устной и письменной речи.
Развивая речь как деятельность, необходимо, в первую очередь, создавать мотив, являющийся важным условием, как для восприятия речи, так и для активного пользования ею в общении. В условиях семейного воспитания мотив речевой деятельности может находиться в какой-либо другой деятельности: игровой, изобразительной, трудовой и т.д. Необходимо так построить взаимодействие родителей с детьми, чтобы, проникая в различные виды доступной детям деятельности, речь выполняла бы коммуникативную функцию.
Для реализации коммуникативной функции необходимо использовать средства коммуникации: язык в широком смысле слова: слова (речь), жесты, различные знаки, символы. Поэтому в ходе работы родителей с детьми младшего школьного возраста, имеющими задержку психического развития, должны накапливаться, расширяться пассивный и активный словарь детей, развиваться неречевые психические функции, непосредственно связанные с речью: восприятие, внимание, память, процессы переработки сенсорной информации. Этому способствуют различные экскурсии, прогулки, встречи и беседы со сверстниками и взрослыми, ознакомление с явлениями окружающего мира, сопровождающееся пояснениями взрослого, обращающего внимание на наиболее важные моменты наблюдаемых явлений, активизирующего ребенка к восприятию и усвоению получаемой информации.
Проводя развитие речевой деятельности младших школьников с задержкой психического развития, необходимо помнить один из законов обучения языку: опережающее усвоение устной речи перед письменной. Все, с чем ребенок встретится в письменной речи, он должен усвоить в устной форме. Поэтому каждый взрослый и его речевое поведение, в том числе и в семье, должны быть образцом для подражания. Необходимо следить за своей речью и помогать ребенку овладевать культурой родного языка.
Работая над усвоением такого вида речевой деятельности как чтение, необходимо практиковать семейные чтения и беседы по ходу читаемого, совместное чтение родителей и детей с рассказыванием на тему читаемого, где в роли читателя и рассказчика выступают оба на равных, проведение досуга при организации языковых и литературных игр, подготовку к утренникам, праздникам, проводимым в школе.
Наиболее тяжелый труд для младшего школьника с задержкой психического развития представляет собой овладение письмом как деятельностью. Это не только процесс создания текста с последующей его графической фиксацией, но и приложение мышечных усилий еще мало тренированной руки.
Коммуникативное написание осуществляется в том случае, если у ребенка появляется необходимость передать определенное сообщение определенному адресату. В связи с этим, продолжая закреплять навыки письменной речи в семье, можно предлагать детям с задержкой психического развития младшего школьного возраста подписать праздничную открытку членам семьи и близким родственникам, написать письмо другу, родственникам, организовывать игры, включающие письменное репродуцирование предложений различной сложности, конструирование предложений из заданных наборов слов, построение предложений с заданным опорным словом и т.д. Такие занятия на основе слова, литературного текста являются путем постижения ребенком с психическим недоразвитием родного языка и мира людей, в котором он живет.
Работая с ребенком, родителям необходимо систематически консультироваться с учителем-дефектологом, знать и учитывать уровень развития речевой деятельности своих детей. Постоянная помощь со стороны педагога, его соучастие, повышение уровня знаний в этой области дадут родителям возможность активнее включаться в сложный, но столь необходимый процесс усвоения детьми младшего школьного возраста, имеющими задержку психического развития, навыков различных видов речевой деятельности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий