Общее недоразвитие
речи (ОНР) и задержка психического развития (ЗПР)
(дифференциальная диагностика)
Речевые нарушения при задержке психического развития (ЗПР)
обусловлены в первую очередь недостаточностью межанализаторного взаимодействия,
а не локальным поражением речевого анализатора.
Характерные признаки ЗПР:
- ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем,
- низкий уровень познавательной активности,
- недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения,
- более низкая способность по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста к приему и переработке информации.
Задержка психического развития всегда ведет к различным нарушениям речевой деятельности.
При ЗПР отмечается более позднее развитие фразовой речи. Дети затрудняются в воспроизведении лексико-грамматических конструкций. С помощью языковых средств дети не могут выразить причинно-следственные, временные и другие отношения. Словарный запас дошкольников и школьников с ЗПР отличается бедностью и недифференцированностью: дети недостаточно понимают и неточно употребляют близкие по значению слова. Ограниченность словарного запаса определяется недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, низкой познавательной активностью.
При дифференциальной диагностике определяющее значение имеет комплексное обследование. Оно включает в себя клинический анализ нарушенного умственного и речевого развития, психологическое изучение ребенка, направленное на разграничение ведущего дефекта (речевого или интеллектуального), а также дополнительные методы исследования — электроэнцефалографическое и другие. Дифференциальной диагностике помогает анализ динамики психического развития ребенка.
· Ко мне обратилась мама Серёжи К. Из беседы выяснилось, что
родовых трамв у ребёнка не было, на первом году жизни был спокоен, часто спал,
родителей не беспокоил. Родители были довольны развитием ребёнка, они не
заметили, что к концу первого года жизни не появились первые слова, а
забеспокоились только после двух лет, когда обнаружили, что мальчик ничего не
говорит. Когда они обратились к нам в центр, ребёнку было уже три года. Проведя
несколько занятий, мы увидели, что динамики не наблюдается. Тогда направили
ребёнка на консультацию к психоневрологу, поскольку подозревали у него задержку
психо-речевого развития. Обследование подтвердило наши подозрения. В
последующем родители были вынуждены поместить ребёнка в дошкольное учреждение
для детей с ЗПР.
Комментариев нет:
Отправить комментарий