четверг, 1 мая 2014 г.

Как развивать речь ребенка 4 лет?







http://adalin.mospsy.ru/img/nool.gif

Достижения вашего малыша множатся с каждым днем. Теперь уже он не только охотно слушает то, что ему рассказывают, но и сам хочет поделиться с вами своими новостями, планами, опасениями. Ребенок начинает рассуждать о том, что видит вокруг, о том, что привлекло его внимание, произвело какое-то впечатление. Это как бы собирательный портрет трехлетнего говоруна, но каждый ребенок развивается индивидуально, и темпы развития речи тоже не могут быть совершенно одинаковыми.


Еще на третьем году жизни малыш, случалось, ставил вас в тупик вопросами. Теперь количество вопросов растет не по дням, а по часам. Будьте готовы к вопросам-цепочкам: ребенок задает один вопрос, получает на него ответ и задает другой. "Почему утюг горячий?" Потому что его нагревает электричество. "А почему оно его нагревает?" Потому что идет ток. "Почему идет ток?"... И так продолжается долгое время. Постарайтесь не раздражаться, терпеливо отвечать и разъяснять ребенку интересующие его моменты.

Задавая вопросы, малыш просто хочет побольше узнать об окружающем мире, а вовсе не стремится вас подразнить. Ребенок теперь может говорить не только с вами или другими домашними и друзьями, но и с посторонними, на улице, в поликлинике или в магазине. Внимание малыша еще не слишком устойчиво, поэтому не удивляйтесь, если ребенок отвлечется на что-то другое и не дослушает вас. Объясняя, говорите понятным ребенку языком, доступно.

Запас слов, которым располагает ваш ребенок, несравненно больше, чем год назад. Недаром малыш так бойко болтает. Вы неплохо потрудились, и труд не пропал впустую. Но обратите внимание: если ребенку нужно вам что-то рассказать, и его очень волнует предмет разговора, речь становится неточной. Не хватает слов, чтобы описать какое-то событие, пережитое им непосредственно. Иногда ребенок сам чувствует, что подобранные им слова не совсем подходят смыслу рассказываемого. Некоторые дети раздражаются из-за этого, другим кажется, что их не понимают.

Вооружитесь хорошими детскими книжками. Читая, понаблюдайте, насколько внимательно малыш слушает вас. Если по ходу чтения он задает вопросы, обязательно отвечайте, чтобы не оставалось непонятного и ребенок усваивал сюжетную линию. Не грех и вам поинтересоваться пониманием читаемого, спросив малыша о чем-то из прочитанного.



В этом возрасте очень полезно заниматься "накопительством", накапливать новые слова, чтобы малышу было легче выражать свои мысли и понимать окружающих. Не жалейте времени на совместную игру с ребенком. Хорошо бы, чтобы игра была не просто манипулированием с предметами, а неким действом с сюжетом. Учитывая обилие игрушек, предлагаемых торговыми центрами, вы не будете испытывать затруднений с тематикой. Так как пора уже малышу учиться обобщать, игру можно организовать по какой-нибудь теме, например, "лечение" кукол на приеме у "врача", "продажу "овощей и фруктов в "магазине". Во время таких игр можно не только сообщать ребенку новые слова, но и приводить к тому, что группу предметов можно назвать одним словом. Это поможет ребенку усвоить понятие категории, обобщения. Например, в родовое понятие "мебель" включается множество видовых: "стул", "табуретка", "шкаф" и т. д.

Все эти знания в дальнейшем будут служить одним из показателей развития речи и прочих сторон личности маленького человека, их будут неоднократно проверять на тестированиях, экзаменах и всяческих испытаниях при поступлении в... туда, куда вы решите определить своего ребенка.

Помните, что лучше всего ребенок будет усваивать, понимать, запоминать то, что видел своими глазами, мы не устаем повторять это! Пусть ребенок оценит размеры, форму, узнает назначение той или иной вещи, понаблюдает ее в действии, увидит, как ее используют, а то и сам попробует что-нибудь сотворить (с вашей помощью и под внимательным и доброжелательным контролем).

Малыш обязательно должен участвовать вместе с вами в различных действиях. Вот вы идете в магазин, и ребенок идет с вами. Вы выбираете товары, комментируя свои действия, а также попутно интересуетесь мнением малыша относительно покупок.

К четырем годам малышу нужно знать и уметь рассказать, кем работают родители (естественно, на доступном пониманию ребенка уровне), то есть названия профессий перестают быть тайной за семью печатями. Малышу надо объяснять не только, как называется тот или иной специалист, но и что конкретно он делает. Продавец взвешивает товар, упаковывает, подает; парикмахер расчесывает волосы, стрижет, красит, завивает, укладывает и т. д. Малыш уже не только фиксирует то, что видит, он дает оценку действиям: мама очень чисто моет пол, бабушка ровно расставляет книги, папа быстро колет дрова. Так постепенно растет словарный запас, и вы не перестаете удивляться тому, как быстро ребенок вводит новые слова, обороты и выражения в свою речь. "Трудовую деятельность" не обязательно организовывать на каждом шагу, постоянно. Подойдут и разнообразные занятия, например, имитирующие процесс уборки-приборки.

Помогайте ребенку высказываться, стимулируйте его желание поделиться с другими людьми: "Катя, расскажи бабушке, где мы с тобой сегодня были". После какого-нибудь интересного похода или события, впечатлившего ребенка, попробуйте вместе нарисовать картинку на тему увиденного. Пусть это не будет произведение искусства, но обсуждение нарисованного поможет малышу запомнить новые слова и точнее фиксировать свои наблюдения. Не забывайте, что ребенок будет стараться рассказывать вам что-либо только в том случае, если это вам действительно интересно.

На четвертом году дети еще не очень активно описывают признаки предметов, поэтому разнообразьте свою речь обилием прилагательных. Это хорошо получается и в бытовой обстановке. Например, малыш просит дать ему грушу, а вы предлагаете выбрать: "Тебе какую, большую или маленькую? Зеленую или желтую?"

Хорошо бы и игрушками пользоваться разнообразными, позволяющими видеть как можно больше признаков. Потренируйте ребенка, предлагая ему:

- выбрать из коробочки только маленькие (темные, светлые, гладкие, шершавые и т. д.) камушки, а камушки вы вместе насобирали на прогулке;
- назвать, из какой чашки он предпочитает пить молоко (из большой, маленькой, высокой, низкой, широкой, узкой);
- выбрать и сказать, какое пюре приготовить (горячее, теплое, холодное).

Ребенок с удовольствием выполнит вашу просьбу и прокомментирует свои действия. Если вы попросите, он разложит по ящичкам вилки и ножи, по полкам чашки и тарелки. Конечно, с этими предметами нужно быть осторожным, но помните, что если ребенок не будет знаком с ними, ему нелегко будет в будущем научиться обращаться с множеством вещей.

Вам, конечно, хочется, чтобы речь ребенка была правильной, точной. Еще раз придется напомнить, как важно следить за собственными высказываниями. Если бабуля выговаривает внуку: "Сколько разов я тебе говорила...", а мама возмущается: "Почему ты ихние игрушки берешь, а на место не ложишь?", подобные обороты усвоит и ребенок. Да и объем детской речи во многом зависит от общения с ним родителей. Однажды на приеме у логопеда мама четырехлетнего мальчика посетовала, что ребенок недостаточно разговорчив, хотя многое знает и прекрасно понимает, что ему говорят. Папа, сидевший рядом, не произнес за полчаса ни одного слова, изредка кивая. "В кого это он у нас такой молчун..." - вздохнула мама.

Хотите, чтобы ребенок грамотно говорил, - тренируйте его. Здесь вам поможет чтение, ну, и, конечно, игры. Доставайте-ка снова наш "Волшебный мешочек", он еще пригодится. Пусть ребенок узнает предмет по вашему описанию. Расставляйте на столе разные игрушки (только не очень много). Пусть малыш объясняет, что стояло на столе, а чего не стало. То же можно делать и с картинками. Да и просто спрашивайте "у кого газета?" - "у папы", "где ваза?" - "на столе" и т. д.

Малыш не только слушает ваши рассказы, но уже начинает их пересказывать. Легче всего получается пересказ любимых сказок. Конечно, не нужно говорить ребенку: "Перескажи сказку!" Лучше попробуйте так: "Что ты запомнил из сказки про Колобка?" Или помогите малышу вопросами. Позволим себе снова посоветовать представлять действия персонажей, разыгрывать сценки. На первых порах достаточно приобрести несколько масок героев сказок и смастерить что-нибудь характерное для облика, например, картонную морковку для зайчика. И хотя рассказ малыша состоит всего из нескольких предложений, пусть он будет эмоциональным, живым, передающим отношение маленького человека к тому, что он говорит.
 У маленького ребенка произношение достаточно долго остается нечистым. Дефекты речи в возрасте до четырех лет, а иногда и до четырех с половиной, логопеды называют "физиологическим косноязычием". О том, что нужно делать для стабилизации правильного произношения, чуть позже. А сейчас коснемся некоторых влияющих на произношение моментов.

Вы, конечно, понимаете, что малыш хорошо произносит звуки в том случае, если он хорошо слышит, различает звуки на слух. Как вам можно тренировать слуховое восприятие малыша, то есть развивать способность распознавать и речевые, и неречевые звуки? Вы уже этим занимались, так что имеете некоторый опыт и теперь понимаете, что к чему. Музыкальные, звучащие игрушки приготовили? Отлично, теперь давайте подудим в дудку, потрясем бубен, стукнем в барабан. Малыш не должен видеть ваши манипуляции, только слышать, а потом определять, на чем же вы играли. Потом предложите ребенку задать вам ту же задачу, ну, а при ответах ошибитесь-ка пару раз и посмотрите, поправит ли вас ребенок. Попросите его повторить звук. На второй раз, наверное, ответим правильно?

Очень нравится детям определять, откуда донесся какой-нибудь звук. Если вы организуете такую игру на природе, это вообще замечательно, так как там ребенку потребуется сконцентрировать все внимание на решении задачи, ведь кругом столько отвлекающих, интересных моментов. Полезно учить ребенка распознавать и разные бытовые звуки, например, определять, чем вызван скрип двери, треск рвущейся бумаги, стук закрываемой двери. Если дома вы не одни с ребенком, попробуйте поиграть с ним в узнавание по голосу. Чем больше народу участвует в этом, тем интереснее, особенно, если окружающие будут говорить то громко, то тихо, чуть-чуть изменять голоса.

Интересно будет для малыша поиграть в такую игру: перед ребенком выкладываете несколько картинок с изображением животных и их детенышей. Имитируете голос животного (взрослого) и спрашиваете: "Покажи, кто так кричит? Кто это? А как кричит цыпленок?" Ребенок не только учится различать голоса по различным признакам, но и пытается при этом анализировать разницу.

Следите за тем, чтобы малыш не торопился, чтобы темп речи не опережал возможности ребенка. Дети в этом возрасте чаще говорят в ускоренном темпе, чем в замедленном, поэтому будьте внимательны и не пытайтесь торопить ребенка. К четырем годам уже многие звуки должны произноситься правильно. К звукам, освоенным на третьем году, добавляются
"с", "з", "ц". Четко произносятся "ы", "э", "х", с которыми еще могли быть проблемы. Ну, а если ваш ребенок правильно произносит еще и "ш", "ж", "щ", "ч", "л", "р", он просто умница. Впрочем, если этих звуков нет, не стоит расстраиваться, впереди есть время их освоить, а вам надо продолжать заниматься тренировкой слухового внимания и развивать произносительные умения малыша.

Ближе к четырем годам уже можно попробовать учить малыша отыскивать звук в слове. Не произносите пока слово "звук": "Посмотри на картинку. Это цапля. Скажи, пожалуйста, в слове "цапля" есть "ц" или нет?" (Звук "ц" постарайтесь выделить голосом.) И малыш, к примеру, хлопает в ладоши, подтверждая: есть "ц". Потом можно показать и назвать другую картинку или игрушку, в названии которой нет "ц", и опять спросить ребенка. Только не переусердствуйте в таких заданиях. Двух-трех в день будет для начала вполне достаточно. Возможно, малыш и не захочет сразу заниматься такой работой, не заставляйте его, переждите, а потом сделайте второй заход, естественно, в игровой форме: "Лягушка громко квакает в болоте: ква-ква-ква! Есть ли в ее кваканье "к"? Ну-ка посмотри на картинку, вот лягушка. Как она квакает?"


Я  уже неоднократно говорила о том, как развивать умение правильно дышать при речи. Это особенно важно и потому, что скоро ваш малыш приступит к чтению и ему понадобится полноценное дыхание. Впереди ждет не только встреча с миром книг, прочитанных самостоятельно, но и тест "на технику чтения". Поэтому не выбрасывайте игрушки, которые вы приобрели или сделали для выполнения упражнений, развивающих дыхание: бумажные бабочки, птички, рыбки, самолетики, свистульки и трубочки, они еще пригодятся. Ведь для того, чтобы говорить в нормальном (а не ускоренном) темпе, выразительно, красиво, фразами достаточной длины, нужно пользоваться полноценным речевым выдохом, вот его-то вам и нужно развивать у малыша.

Даже самые трудные упражнения, требующие от малыша усилий, будут выполняться с удовольствием, если вы облекаете их в игровую форму. Купите в магазине набор конфетти и разложите на листке плотной бумаги или картона. Пусть малыш дует на конфетти так, чтобы они не разлетались по воздуху, а только немного передвигались с места на место, как "маленькие букашки". Напомните, что вдыхать нужно носом, спокойно, ненапряженно, а выдыхать легко, плавно, длительно, а не резко.

Найдите время для того, чтобы произносить с малышом потешки и чистоговорки. Ребенку нужно сказать потешку на одном выдохе, это не так просто для маленького человека, особенно вначале, так что начните с самого элементарного, например, с гласных звуков. Пусть ребенок поаукает: ау-ау-ау-ау; поизображает младенца: уа-уа-уа-уа, "поработает" эхом: ушла-а-а-а; повезло-о-о-о. Произносить гласные нужно на одном выдохе, не "отрубая" их друг от друга. Постепенно переходите к более сложному материалу: ай-яй-яй-яй, ой-ей-ей-ей, уй-юй-юй-юй, эй-ей-ей-ей. Подойдут самые разнообразные короткие потешки, стишки, чистоговорки. Я думаю Вы располагаете подобными детскими книжками, в которых их можно найти.

Хорошо, если вы не против попеть вместе с ребенком. Песни нужно именно петь, а не кричать. Мы стараемся развивать речь, не забывая и о том, что голос малыша надо беречь. Давайте попробуем тренировать и голосовые возможности ребенка. Перенапрягать голос нельзя ни в коем случае, поэтому важно следить за тем, чтобы ребенок не кричал истошно, чтобы не разговаривал слишком громко. Слишком громкая речь может быть показателем того, что ребенок плохо слышит.

Малыш обычно подражает вашей интонации. Сколько раз нам приходилось слышать, как дети беседуют, играя, и удивляться при этом, как интонационно они повторяют взрослых, как используются речевые обороты, оттенки голоса, мелодика. Для развития голосовых возможностей можно брать самый разнообразный материал. Очень удобно говорить от лица персонажей детских сказок, рассказов. Вот, например, при чтении "Федориного горя" К. Чуковского перед вами открываются просто неограниченные горизонты. Одна только фраза: "И чайник сказал утюгу: "Я больше идти не могу!"" С какой интонацией ее можно произнести! Или: "И заплакали блюдца: "Не лучше ль вернуться?"" Печаль чайника, отчаяние блюдец, все должно быть передано с помощью интонации. И таких примеров можно привести очень много. Некоторые звери, герои детской литературы, говорят традиционно медленно (или это связано с их особенностями, так сказать, имиджем), другие - быстрее, одни басят, другие попискивают... Показывайте ребенку картинки с изображением разных говорунов и имитируйте голоса.

Полезно иногда пошептаться, особенно если вы не просто даете задание, а играете, и шепот - часть игры. Бесподобная "Сказка о глупом мышонке" С. Маршака идеально подходит для достижения наших с вами педагогических развивающих задач. Вы и малыш пробуете говорить то громче, то тише, используя звукоподражания, обращая внимание на характеры героев и ситуацию, в которой оказался глупый мышонок и его неосмотрительная мама. "Теремок", "Колобок", "Репка", прочие сказки, где есть повторяющиеся выражения и обороты, легко усваиваются малышом и способствуют развитию выразительности. Кроме того, малыш пытается передать интонацией и свои собственные чувства, ведь судьба героев ему небезразлична. Ну, а вам небезразлично то, как говорит ребенок!



Итак, мы стараемся научить малыша правильно дышать, выразительно говорить, не торопиться при речи. Родителей обычно волнует и то, как ребенок произносит звуки. Приходя на прием к логопеду, мама часто обращается с просьбой "исправить дефекты", "поставить" звуки. Выше мы уже отметили, а внимательные читатели, конечно, запомнили, что основная масса дефектов звукопроизношения к четырем годам специалистами называется "физиологическим косноязычием" и не подлежит пока исправлению логопедами.

С логопедом вы встретитесь позже, если будет необходимость, а сейчас предпринимайте усилия по закреплению произношения звуков, которые должны быть у ребенка в этом возрасте. Мы уже советовали вам, как ненавязчиво, переключая ответственность за невнятно сказанное слово на себя, стимулировать у него более четкую речь. Пришло время рассказать о конкретных упражнениях. Проверяйте, хороши ли у вашего малыша следующие звуки:
"п", "б", "т", "д", "к", "г", "х", "ф", "в", "м", "н", "с", "з", а также их мягкие пары и "ц". Если такой сложный звук как "ц" еще не совсем четко произносится в речи, но изолированно ребенок его произносит правильно, то не форсируйте, закрепляйте навык произнесения постепенно. К концу четвертого года
обратите внимание на наличие шипящих "Ж", "Ш","Щ", "Ч", а также  "Л-ЛЬ".
Для этой работы вам понадобится определенное количество картинок, иллюстраций, игрушек и, конечно, наш любимый текстовой материал - чистоговорки, потешки, стихи, загадки, сказки. Сделаем несколько уточнений.

Предлагая малышу сюжетную картинку, с изображениями предметов, содержащих в названии звук, который вы закрепляете, не требуйте от ребенка обязательного употребления всех названий. Пусть называет, составляет рассказ, а вы не настаивайте на полном перечислении. Лучше помогите рассказу стать естественным, живым. Вы наверняка располагаете богатым арсеналом литературных источников, поэтому мы ограничились некоторым количеством примерных заданий, приведенных выше. Подбирайте (или придумывайте) упражнения такого характера.

Итоги:

Итак, к 4 годам ваш малыш:

- Владеет словарем примерно в 1500 слов.
- Начинает употреблять сложные предложения.
- Говорит предложениями из 4-5 слов.
- Задает много вопросов, использует слова "кто?" и "почему?"
- Использует выражения типа: "я думаю, что..." и "я надеюсь, что..."
- Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения.
- Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени.
- Правильно произносит звуки
"п", "б", "т", "д", "ф", "в", "к", "г", "х", "с", "з", "ц", "м", "н", "Ш", "Ж","Ч","Щ", "Л".




Комментариев нет:

Отправить комментарий