среда, 7 мая 2014 г.

Готовность родителей к взаимодействию с ребенком ЗПР



Готовность родителей к взаимодействию с ребенком ЗПР
Прежде чем рассмотреть готовность родителей к взаимодействию с ребенком ЗПР, остановимся на понятии «готовность».
Эффективность любой деятельности определяется в первую очередь психологической готовностью человека к этой деятельности. Психологическая готовность как состояние и как устойчивая характеристика личности проявляется и формируется в процессе деятельности и входит в нее составной частью. 
Понятие «готовность к действию» в психологическом словаре трактуется как «состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий». Готовность – это первичное, фундаментальное условие успешного выполнения любой деятельности.
Изучению состояния готовности к деятельности большое внимание уделялось в работах А.А. Ухтомского, М.И. Виноградова, Б.Ф. Ломова и др. Исследователи этой проблемы рассматривают ее в свете различных концепций.
Так А.А. Ухтомский, анализируя состояние готовности к деятельности, называл его «оперативным покоем». Оперативный покой есть готовность, которая может устанавливаться на различных уровнях. Механизм данного состояния, по А.А. Ухтомскому, опирается на подвижность «нервных процессов», которые обеспечивают переход от «оперативного покоя» к срочному действию.
Д. Н. Узнадзе исследовал конкретную форму готовности – установку - как психическое состояние, предшествующее возникновению сознательных психических процессов. М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович выделяют общую, или длительную готовность, и временную, ситуативную. Первая представляет собой ранее приобретенные установки, знания, навыки, умения, опыт, качества и мотивы деятельности. На основе ее возникает состояние готовности к выполнению тех или иных текущих задач деятельности. Временное состояние готовности – это актуализация, приспособление всех сил, создание психологических возможностей для успешных действий в данный момент. Поэтому оно может включать некоторые элементы общей готовности.
Ситуативная готовность – это динамичное целостное состояние личности, внутренняя настроенность на определенное поведение, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия. Ее возникновение и оформление определяются пониманием задачи, осознанием ответственности, желанием добиться успеха, установлением порядка предстоящей работы и т.д.
По мнению Л.А. Кандыбовича и М.И. Дьяченко, будучи целостными образованиями общая и ситуативная психологическая готовность включает следующие компоненты:
1)мотивационный (потребность успешно выполнить поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны);
2)познавательный (понимание обязанностей, задачи, оценку ее значимости, знание средств достижения цели, представление вероятных изменений обстановки);
3)эмоциональный (чувство ответственности, уверенности в успехе, воодушевление);
4)волевой (управление собой, мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, боязни).
Традиционно в отечественной психолого – педагогической литературе выделяют два компонента готовности к педагогической деятельности: наличие определенной суммы профессиональных знаний и овладение системой практических умений.
Основываясь на понимании сущности готовности к педагогической деятельности, мы полагаем, что готовность родителей представляет совокупность трех компонентов: когнитивного (теоретического) (знание и понимание внутреннего мира ребенка), эмоционального (отношение родителей к ребенку), практического (выбор средств и способов психолого – педагогического взаимодействия).
На наш взгляд, когнитивная готовность предполагает:
1)знание теоретических основ коррекционной педагогики (оперирование специальной терминологией);
2)знание психологических особенностей детей ЗПР (представление об основных закономерностях общего и своеобразного в психическом развитии нормального ребенка и ребенка ЗПР;  ориентация в типологии детей ЗПР, в специфике их потребностей, мотивов, интересов; понимание целостности функционального развития отдельных сторон психической организации ребенка: интеллектуальной, эмоционально – волевой, личностно – мотивационной, коммуникативно – деятельностной);
3)знание основ коррекционно – педагогической работы с детьми (понимание специфики средств и методов, применяемых в работе с этими детьми).
Эмоциональная готовность предполагает:
1)принятие ребенка таким, какой он есть;
2)уважение индивидуальности ребенка;
3)одобрение его интересов и планов;
4)доброжелательное и дружелюбное, внимательное и ласковое отношение к ребенку;
5)вера в положительные возможности каждого ребенка, признание его субъектом деятельности.
Практическая готовность предполагает:
1)установление педагогически целесообразных взаимоотношений (умение разговаривать на равных, умение стараться встать на его точку зрения в спорных вопросах, умение выслушать ребенка и т.д.);
2)организация совместной деятельности через различные,  активные методы, разнообразные формы и средства;
3)использование таких приемов воздействия, как похвала, утешение, поиск причин неудач, сочувствие, поддержка, совет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий