Сегодня речь пойдет о речи детей 3-4
лет. Я бы хотела описать речевое развитие ребенка в норме, а в следующей статье о речевых нарушениях.
В
младшем дошкольном возрасте дети становятся более самостоятельными,
активными в семье и детском саду. Круг общения расширяется, дети
взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Они принимают посильное
участие в хозяйственно-бытовом труде, проявляют интерес к физическим
упражнениям, рисованию, лепке, аппликации и другим занятиям. Ведущим
видом деятельности становится игра. В
ней дети используют как различные игрушки, так и предметы-заменители:
карандаш превращается в указку, термометр; стул становится машиной,
кораблем. Сюжеты игр просты — с одной, двумя ролями. Участие ребят в
различных играх требует достаточно развитой речи, умения устанавливать
простейшие связи между предметами, явлениями, делать элементарные
обобщения.
Разнообразное
речевое общение сопровождает деятельность ребенка, в которую нередко
включены и взрослые: это вопросы и ответы, просьбы и требования
объяснений, эмоциональные оценки действий и результатов. Таким образом,
речь приобретает форму диалога. Взрослым следует учитывать, что дети в
этом возрасте легко запоминают и повторяют не только образцы речи
близких людей, но и их манеру говорить, копируют мимику, жесты, позы.
Подражая родителям, дети перенимают этим и культуру общения.
Интерес
к ближайшему окружению, к труду и занятиям взрослых людей, постепенное
освоение ориентировки в пространстве и времени, ознакомление с
разнообразными свойствами предметов и явлениями природы способствуют
умственному развитию ребенка и практическому овладению языком.
Дети
трех лет способны внимательно слушать короткие сказки, рассказы,
следить за развитием событий, а также слушать песни, музыку, замечать
изменения в звучании музыки, давать эмоциональный отклик на
художественные и музыкальные произведения. С помощью речи ребенок
делится своими впечатлениями, передает значимые для него события. Речь
активно используется как средство общения, обмена сведениями и
чувствами.
Младший
дошкольный возраст характеризуется чрезвычайно возрастающей речевой
активностью. Словарный запас младшего дошкольника зависит от условий
жизни, воспитания, состояния здоровья, общего развития и составляет 1—2
тысячи слов. Иногда взрослые недооценивают значение общения с ребенком,
разговоров и игр с ним, не поддерживают обращений, гасят речевую
активность, и ребенок перестает обращаться к близким, остается
предоставленным самому себе, что отрицательно сказывается на его речевом
развитии. Поэтому так важно в этот период быть особенно внимательным к
речи детей.
В
возрасте 3—4 лет дети особенно чутки к звуковой оболочке языка.
Овладеть звуковой стороной языка означает научиться воспринимать звуки и
правильно произносить их. В три года малыши пытаются подражать
правильному произношению взрослых, но им не всегда это удается. Так,
трудные для произношения звуки заменяются более доступными и легкими:
[р] на [л], [ш] на [с], [ж] на [з] отмечаются и другие замены. Твердые
согласные звуки нередко заменяются мягкими («зяйка» вместо «зайка»).
В
результате дети затрудняются в произнесении многосложных слов, заменяют
или пропускают отдельные звуки, переставляют слоги, укорачивают слова.
Например: «лисапет» — велосипед, «пигин» — пингвин, «тевелизол» —
телевизор, «мисанел» — милиционер, «кафета» — конфета. Голосовой аппарат
ребенка еще не окреп, поэтому многие говорят негромко, хотя пользуются
различными интонациями.
Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребенка.
Дети
свободно и часто вступают в контакт с детьми и взрослыми по своей
инициативе, высказывают простейшие суждения о явлениях, предметах
окружающего мира. В этот период могут быть резкие индивидуальные
различия в развитии речи детей. Одни к трем годам хорошо владеют речью,
правильно произносят все звуки, некоторые знают все буквы и делают
первые шаги в чтении. Речь других детей этого же возраста далека от
совершенства, неправильно произносятся звуки, искажается слоговая
структура слов, делаются ошибки в согласовании слов в предложении и т.
д.
Четвертый год —
это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы,
которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно
отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?», «что это?». Иногда из-за
неустойчивости внимания дети неспособны выслушать до конца ответы
взрослых. Поэтому объяснения должны быть короткими, простыми и
понятными.
Активный словарный запас детской
речи становится разнообразнее. Ребенок должен пользоваться практически
всеми частями речи, даже служебными словами: предлогами, союзами.
Достаточный словарный запас дает ребенку возможность свободно общаться с
окружающими. Бедность словарного запаса вызывает трудности в пересказе
сказки, в поддержании беседы со взрослыми и сверстниками, в передаче
содержания чужой речи, в рассказе об увиденном.
Хороший
словарный запас способствует обогащению речи предложениями разной
структуры, простыми и сложными, правильному их построению.
В
этом возрасте исчезают почти все недостатки произношения звуков. Дети
начинают критично относиться к речи сверстников, подмечают ошибки
звукопроизношения. Это говорит о совершенствовании речевого слуха у
детей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий