среда, 7 мая 2014 г.

Развитие познавательных интересов у детей с ЗПР



Развитие познавательных интересов у детей с ЗПР

"Нет и не может быть детей, которые бы не хотели учиться с самого начала обучения",- писал В.А.Сухомлинский. Познавательная потребность тесно связана с радостью, удовольствием. Но связь между интеллектуальной деятельностью и эмоцией радости иногда разрушается, причем очень рано. Маленькому ребенку, который еще только начал учиться, который еще считает (и правильно считает), что учиться - это радость, сразу начинают внушать, что учиться он обязан. Однако дети еще слишком малы, чтобы понимать, что им нужно учиться. В этом возрасте им должно быть интересно учиться. Только так и можно привить им вкус к знаниям, а стало быть, и вкус к занятиям.
А какие дети приходят в наши классы - классы коррекции? Хорошо, если класс скомплектован сразу после детского сада (как у меня), и ребята пришли в школу, ещё не испытав разочарования от школьных неудач. Но существует и другой вариант комплектования таких классов - из неуспевающих учащихся массовой школы. В этом случае в наши классы приходят действительно несчастные дети, у которых уже сформировалось негативное отношение к школе. И как потом приятно видеть учителю, что у такого ребенка загораются глазки, тянется рука и просыпается интерес к учебе. А все потому, что он почувствовал успех. Это главное условие, без которого невозможно формирование у ученика (а особенно у ребенка с задержкой психического развития) познавательного интереса.
Отрицательное отношение к учению возникает при отсутствии успехов. Напротив, приятные переживания, связанные с похвалой учителя, признанием коллектива, пониманием своих возможностей, возбуждают активность, стремление лучше учиться, интерес к работе. Успех - важнейший стимул. Впечатление от него бывает так велико, что может поколебать даже сложившееся отрицательное отношение к учению. Иногда ситуацию успеха надо создать, опираясь на какую-то маленькую победу ребёнка, чтобы поднять его в его собственных глазах, повысить его самооценку..
Поддерживать познавательный интерес на уроках мне помогают игровые моменты, но с условием, что это не просто развлечение, а обучающие, развивающие дидактические игры, которые непосредственно связаны с темой урока. Например, на уроках математики использую такие игры, как "Лото", "Мозаика", "Рыбалка", "Отгадай слово", различные эстафеты..
Если надо выделить какой-то этап урока особо, стараюсь проиллюстрировать его отдельно. Так, на уроке по теме "Решение примеров вида 50+23" перед изучением нового приёма, провожу физкультминутку, последние слова которой: "Размахнись скорей, дружок, прямо в цель летит снежок!" Затем показываю ребятам мишень, объявляю цель урока - научиться решать новые примеры - и говорю, что каждый правильно решенный пример будем отмечать снежком, попавшим в цель (по ходу решения примеров прикрепляю снежки на мишень). У детей появляется стимул решить больше, объяснить лучше, исчезает однообразие. Этот прием с мишенью можно использовать неоднократно, при изучении примеров разных видов..
Нравится ребятам, когда игровой сюжет проходит через весь урок. Например, строительство "Дома Дружбы" из деталей, каждая из которых соответствует определенному этапу урока, или "поиски золотого ключика" по ходу выполнения каких-либо заданий и упражнений, или "освобождение Снегурочки, попавшей в западню Бабы Яги накануне Нового года". Вообще, приближение какого-либо праздника можно использовать на уроках: 23 февраля связывать материал уроков с Днём защитника Отечества, 12 апреля- с Днем космонавтики..
Очень часто среди своих нелюбимых учебных предметов школьники называют письмо и русский язык. А почему? Потому что самая страшная, а порой непреодолимая проблема, с которой приходится сталкиваться каждому ребенку - проблема красивого письма. Если же в классе учатся дети с задержкой психического развития - эта проблема встает еще острее. Но и эти уроки можно сделать для детей интересными, живыми, наполнить их радостью. При обучении детей письму я использую методику В.А.Илюхиной "Письмо с секретом". Благодаря этому уроки письма стали интересными, дети их полюбили. На уроках русского языка использую правила в стихах, которые детям легче запомнить, чем формулировку этого же правила из учебника, стараюсь изобразить тему урока в виде забавного рисунка. Ввожу сказочных героев, каждый из которых выполняет определенную роль: Словарик, Тим и Том (друзья мягких и твердых согласных), Лизун, Звукомор, говорливый попугай, дающий задания по развитию речи, мудрый ворон (он обычно предлагает разноуровневую самостоятельную работу). Выполняя такую работу, дети выбирают задания сами, и каждый может отличиться на своем уровне.
Говоря о развитии познавательных интересов, нельзя не брать во внимание окружение, в котором находится ребёнок, так как его познавательная потребность на ранних этапах развивается в результате подражания взрослым. Родители, их собственная умственная активность - важный фактор в развитии у ребенка потребности в умственной деятельности. Но главное звено в цепи воспитательных воздействий - это, конечно, учитель. Именно учитель, его собственное отношение к умственному труду - главное в воспитании любознательности школьников. А родителей надо постараться сделать своими союзниками и помощниками в этом важном деле. Формы работы здесь могут быть самые разные: открытые уроки для родителей, беседы на родительских собраниях, индивидуальные консультации. Необходимо привлекать родителей и к участию во внеклассной работе.
Именно внеклассная работа предоставляет огромные возможности для сплочения коллектива детей и родителей, для создания в классе такой среды, которая способствует тому, чтобы дети шли в школу с желанием. Различные экскурсии, походы помогают воспитанию любознательности у моих учеников. Доброй традицией стали праздники, которые мы проводим по субботам (примерно 2 раза в четверть). Стараюсь, чтобы такие праздники были не просто развлечением, а давали детям и взрослым возможность узнать что-то новое, проявить себя, показать свои знания. Особенно любят ребята такие игры, как "Зов джунглей", "Поле чудес", "Счастливый случай", "Звёздный час"..
Все это способствует развитию познавательных интересов у моих учеников, помогает создать в классе дружный коллектив детей и родителей..
А в заключение хочется сказать, что никакие формы и методы не дадут положительных результатов, если нет добрых отношений между учителем и детьми. Доброжелательность, терпение и такт - вот что необходимо прежде всего, особенно в классах коррекционно-развивающего обучения. Говорят: "Тяжело в учении - легко в бою". Но это правило для солдат, а не для детей. Детям с задержкой в психическом развитии трудно даётся учёба, надо всеми силами постараться облегчить ее, чтобы ребятам нравилось в школе. Чем радостнее будет их учение, тем лучше будет их жизнь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий